Гетман Хмельницкий – одна из основных фигур в украинской истории, но по-прежнему очень спорная. Жизнь и война Хмельницкого удостоилась экранизации и описания в романах. Тем не менее, многие факты его биографии до сих пор остаются загадкой.
ЛЕГЕНДА О ХМЕЛЬНИЦКОМ
Есть несколько известных легенд, который как считают многие историки, вполне могли бы быть правдой…Так, рассказывают, что в селе Суботове, когда то жили одинокие дед и баба. Детей у них не было.Как то раз слышат, что возле крыльца дома плачет ребенок. Выбежали они и увидели младенца, завернутого в старое льняное сукно, а вокруг ни одной живой души. Дед и предложил "Возьмем себе ребятеночка". Бабка и не против была. Говорит "Возьмем, это его нам Бог послал."
- Как же мы его назовем? - спрашивает дед. А баба ему в ответ:- Он нам богом дан, вот и назовем его Богданом, а то что нашли мы его у крыльца под хмелем, пусть будет еще и Хмельницким.Так и вырос у них Богдан Хмельницкий и стал бравым казаком, а впоследствии и гетьманом Украины.
Когда Хмельницкий командовал казаками, то выше урочища Карай-Дубины, с правой стороны Днепра, была его плавня. Эта плавня и до сих пор именуется Хмельницкой. Возле Карай-Дубины был и казацкий брод, где с турецкого берега перегоняли целыми табунами лошадей. В Хмельницкой плавне, говорят, паслось столько лошадей, что их даже пересчитать было невозможно.
О БОГДАНОВОЙ ГОРЕ
Рассказывали, как воевали казаки, когда подошли Польские шляхтичи. Казаки подходили на лодках по речка Тясмин. Лодки делали в Херсоне, а потом грузили на повозки вместе с оружием, пушками, ядрами, порохом и всякой другой амуницией. И это все на сотни километров переправляли только на волах. В то время волы были очень сильные и выносливые. В то время все побережье Днепра было польским. Кочуя из Херсона, Богдан Хмельницкий зашел с той стороны, которая называлась Павлиш (Онуфриевский район). Оттуда и зашел, с днепровского побережья. И расположившись за той горой и разместив там свой штаб, командовал оттуда своим казачьм войском.
И началось тут великое сражение против польских шляхтичей. И было усыпано все днепровское побережье поляками. А когда подошли татары на подмогу, то помощь уже не требовалась. Богдан Хмельницкий и его славные казаки справились с поляками сами. Оставшихся в живых поляков, татары начали сажать на кол, но Богдан Хмельницкий дал распоряжение прекратить эту жестокость. Так и занял Хмельницкий все побережье Днепра по эту сторону.
Там на горе до сих пор стоит церковь Богдана Хмельницкого. И гора сейчас называется - Богданова гора. Там была и криница, было и ведро, и чашка была, такая резная с которой Богдан пил воду. Там были и огромные деревянные ведра, с которых Хмельницкий и казаки поили лошадей. Вот такие были сильные те казаки.
А еще в горе был подземный ход, где экипаж, который охранял Богдана Хмельницкого, держал лошадей. Помещалось там около тридцати лошадей.
ЛЮБИЛ КОФЕ И УМЕЛ УБЕЖДАТЬ
Венецийский посол Альберто Вимина, посетивший гетмана в июне 1650 года, записал: "Его манеры любезны и открыты, и это вызывает любовь у воинов, так же как строгость наказаний поддерживает среди них дисциплину. Всем, кто заходит к нему в комнату, он протягивает руку и сажает на лаву, если это казаки?".
А рука у Богдана Хмельницкого была тяжелая и нрав вспыльчивый. Однажды в одном горячем споре со старшиной в сердцах рубанул саблей по руке черкасского полковника Яска Пархоменко. Потом трижды поклонился, прося прощения, и велел угостить всех в знак примирения бочкой питьевого меда. В безудержной ярости приказывал приковывать то к пушке, то к полу генерального писаря Ивана Выговского — за подозрение, что тот шпионит в интересах Москвы. Не миловал и своего старшего сына Тимофея.Однажды "приказал привязать его к пушке и крепко бить, пока тот не поклялся ему, что будет добрым, степенным, и только потом приказал отпустить его".
Когда же гетман был в хорошем настроении, мог закурить трубку или поиграть на кобзе. Павел Алепский, проезжавший в июне 1654-го через Украину в сопровождении ант иох ийского патриарха Макария, в путевых заметках отмечал, что Богдан Хмельницкий любит кофе. Привык он к нему, наверное, в турецком плену… Не отказывался правитель и от чего-то более крепкого. "Потом подали на стол миски с водкой, которую пили ложками еще горячую, — описывает путешественник гетманское угощение в Богуславе. — Гетману поставили в серебряном кубке водку наивысшего сорта. Он сначала предлагал пить нашему владыке патриарху, а затем пил сам и угощал каждого из нас".
НЕ ВЕЗЛО С ЖЕНЩИНАМИ
Всех детей Богдан Хмельницкий имел от первого брака — с Анной Сомко, из рода переяславских мещан. Из четырех сыновей и четырех дочек известны лишь Тимофей, Остап, Юрий, Елена, Степанида и Екатерина. Другие, возможно, умерли в малолетстве. Накануне восстания Богдан Хмельницкий овдовел.
Второй женой уже гетмана Хмельницкого стала воспитанница его первой жены Мотрона, в католическом крещении — Гелена. Чигиринский п одстароста Даниэль Чаплинский, когда напал на Суботов, забрал ее с собой и вступил с ней в брак. Как только разгорелось казацкое восстание,Хмельницкий вернул ее себе.
Этот брак был не продолжительным. Когда гетман был в походах, Мотрону заподозрили в измене с казначеем,бывшим часовщиком со Львова. Кроме этого, любовники добрались до гетманской казны. В апреле 1651-го немногословный и жестокий Тимофей расправился над мачехой-ровесницей. Любовников якобы раздели догола, связали вместе и повесили на воротах Чигиринской крепости.
Можно себе только представить состояние гетмана накануне битвы под Берестечком, когда он 10 мая узнал об измене жены и ее казни. Уныние не оставляло его ни до, ни после поражения. И как знать, не было ли оно одной из причин того, что казаки проиграли эту битву.
Спустя несколько месяцев Богдан Хмельницкий женился в третий раз. В Корсуне он вступилбрак с сестрой казацких полковников Золотаренко Анной. Она имела беспрекословный авторитет у старшины и даже не раз присутствовала при официальных встречах. Эта женщина была с Богданом Хмельницким до конца его жизни.
ГЛАВНАЯ ТАЙНА
До сих пор никто не знает, где на самом деле похоронен Богдан Хмельницкий. Говорят, что когда он был жив, то наказал:
- Когда я умру, вы похороните меня на хуторе, где я родился. Похороните меня прелюдно, а потом перенесите в такое место, что бы никто не знал, потому что за мной обязательно прийдут поляке, что бы поглумиться над моим телом. И обязательно проследите за тем чтоб никто не узнал, где моя настоящая могила.
Три человека - два казака и священник так и перезахоронили его тайно ночью. И дали они присягу, что не скажут, где на самом деле могила Богдана Хмельницкого. И пришли как то поляке. И мучали они тех казаков, чтоб показали они могилу, где похоронен Хмельницкий. Они показали, но не настоящую, а какого то неизвестного старца. Откопали поляки тело и сожгли. Сожгли, и пепел по ветру развеяли, но не Богдана...
А где на самом деле могила Богдана Хмельницкого до сих пор никто не знает.
Скажем, по мнению М. Грушевского, тело гетмана держали в родовом склепе Михайловской церкви в Суботове, а в Ильинской церкви был положен другой покойник. По другому предположению, после польского набега в 1664 г., останки обесчещенного праха крестьяне собрали и похоронили на церковном дворе или кладбище при Ильинской церкви.
Наиболее популярной становится гипотеза, согласно которой прах Хмельницкого верные казаки похитили из могилы в Ильинской церкви и где-то тайно перезахоронили. Здесь проводится аналогия с событиями вокруг праха запорожского кошевого Сирко, тело которого 104 года хранилось на дворе, в риге казаков Нелип. Предположение о перезахоронении праха вызывает интерес к этой теме, ведь появляется надежда найти останки знаменитого Богдана.
Стоит обратить внимание и на свидетельство владыки Софрония, который, в свое время будучи священником православной церкви в с. Полудневка (вблизи с. Суботов), вспоминает, как одна старушка говорила, что она — единственная представительница рода местных священников, которых уничтожили "советы" и должна рассказать что-то важное. Но в тот момент, когда женщина решилась на рассказ, отец Софроний, по семейным обстоятельствам, не появился в своем приходе. Когда он приехал, то застал бабушку мертвой. Владыка уверен, что она должна была ему открыть тайну погребения гетмана, которую передавали от отца к сыну местные священники, предок которых должен выполнять сакральные действия при перезахоронении тела.
Возможно, прах был похоронен где-то на территории Черного леса. Но, вероятно, не на пустом месте. Должна быть привязка к местности, скажем, к кургану. Одним из таких мест могла служить так называемая Семидубовая гора, тогда окруженная реликтовыми лесами.