Леонид Товажнянский: "Принять в вуз - это полдела, главное - подготовить специалистов XXI века"

Вступительная кампания уже вышла на финишную прямую - окончательные результаты станут известны буквально через несколько дней. Об особенностях приема в нынешнем году "Комсомолке" рассказал ректор одного из ведущих университетов Украины

Престижны сегодня в НТУ «ХПИ» и такие непрофильные для технического вуза специальности.

"География студентов НТУ "ХПИ" - очень широкая"
 
- Леонид Леонидович, довольны ли вы ходом нынешней вступительной кампании?
- Более чем. Сегодня вступительная кампания проходит в новых условиях, но мы благодарны и Министер-ству образования, молодежи и спорта, и лично Дмитрию Табачнику за стабильные правила приема.  Это один из важнейших вопросов. Кроме того, сейчас приятно удивило возросшее количество абитуриентов, потому что прошедший "холодный" год заставил вздрогнуть многие вузы, в том числе и наш. Тем не менее в 2011-м, несмотря на существенно меньшее количество желающих по-ступить, чем обычно, мы все-таки выполнили госзаказ, а также приняли студентов на контрактное обучение и учащихся из зарубежных стран.
 
На сегодняшний день ситуация значительно улучшилась.  В  университет уже было подано более 17 тысяч заявлений на 101 специальность. Это серьезный приток! Причем 4078 человек прислали свои документы при помощи ресурса "Электронное по-ступление".  В отличие от вузов, которые только начинают осваивать Интернет, мы со своими абитуриентами уже третий год активно общаемся, в том числе и на форуме ХПИ. Вывешиваем у себя на сайте количество бюджетных мест, сколько уже подано оригиналов документов, какой проходной балл,  остались ли вакантные места, и отвечаем на все интересующие вопросы. Теперь, сформировав с 1 по 5 августа списки по-ступивших на бюджет, тоже вывесим их в сети.
Ректор ХПИ
 
В принципе, уже сейчас видно, что сегодня в Украине нет ни одного региона, из которого бы к нам не приехали абитуриенты: из Харькова - 4000 ребят, из Харьковской области - 3000, Донецкой - 1500, Луганской - 1300, Полтавской - 859 и т.д. К тому же нам очень приятно, что регулярно в наш университет, хоть и в небольшом количестве, поступают учиться юноши и девушки из Закарпатской, Черновицкой, Львовской, Ивано-Франковской и Винницкой областей… Очень рады, что география студентов НТУ "ХПИ" - такая широкая.  Значит, нас знают в Украине и люди доверяют образованию Харьковского политеха.
 
- А как в этом году обстоят дела с выпускниками техникумов, медалистами?
 
- Обязательно нужно вернуть привилегии при по-ступлении медалистам - ведь это настоящий золотой фонд молодежи! Если человек в школе долгие годы учится на "отлично" - это показатель и таланта, и трудолюбия, и отличных способностей. Нельзя оставлять таких ребят незамеченными, а нынешняя система позволяет им поступать в вуз только на общих основаниях.
 
Решало государство и вопрос с техникумами, потому что  это преемственность и углубление технического образования. В этих среднеспециальных учебных заведениях тоже есть семестры, лекции, практические занятия, курсовые проекты, практика, диплом и т.д. Министерство образования совершенно правильно сейчас пошло на то, чтобы для первого курса выделить определенное количество бюджетных мест для поступления выпускников техникумов.  У нас, к примеру, на первом курсе их будет обучаться 180  из 1700.
 
"Внутри системы образования не может быть антагонизма"
 
 - Спустя четыре года после введения ВНО можно ли уже сделать выводы, какие вступительные испытания лучше: тесты или экзамены?
 
- Я очень позитивно отношусь к тестированию, но здесь, как говорится, не обойтись без внесения изменений и "обкатки". Не стоит забывать, что все мы - школа, ВНО, Министерство образования и вузы - находимся в одной системе, внутри которой не может быть антагонизма. Школа должна давать хорошее образование. Центры ВНО необходимо укомплектовать качественными тестами. Министерство образования, в свою очередь, отвечает за стабильные оптимальные правила приема, которые бы устраивали всех участников системы. Вузы же должны обеспечить развитие довузовской системы, профилировать на свои предметы, а уже потом, приняв подготовленного абитуриента, обучать специалиста. Пока не согласуются действия каждого звена, порядка не будет!
Здание ХПИ
 
Надо сказать, что все это время вузы, в том числе и наш, самым активным образом думали, как сделать так, чтобы введение ВНО не навредило качеству подготовки специалистов.
 
Более того, мы неоднократно поднимали перед министром образования вопрос, что и тесты, и, самое главное, рейтинговое перешкалирование баллов нужно усовершенствовать.  О качестве обучения в школе гораздо лучше поведает средний балл аттестата школы, который ввели именно благодаря обращениям вузов. Следующий этап - переход к относительному перешкалированию.
 
К сожалению, сегодня дети чаще всего не нацеливаются на знания, а учатся отвечать на тесты, которые не всегда соответствуют школьной программе. Более того, задания ВНО в основном разработаны по принципу "угадай и выбери правильный ответ". Из них исчезли задачи по математике, физике, химии, доказательства теорем…...  В  итоге выпускники школ начали ориентироваться не на получение комплексного образования, а исключительно на те предметы, которые выставляются как базовые, чтобы поступить в тот вуз, куда они хотят. Естественно, что это приводит к ухудшению среднего образования в целом, а следовательно,  возникают трудности и при подготовке специалистов в технических вузах.
 
Правила приема стабильны
 
 - Вы не раз выступали с предложениями по усовершенствованию правил приема. Как к вашим идеям и разработкам относятся в Министерстве образования?
 
- Действительно, правила приема сегодня не только стабильны, но и существенно модернизированы благодаря активным действиям в этой области министра образования Дмитрия Табачника и его заместителя Евгения Сулимы. Во-первых, тесты перевели на несколько языков. Ведь ни для кого не секрет, что многие ребята были не в состоянии сдать ВНО исключительно на украинском.  Во-вторых, абитуриенты теперь могут подавать аттестаты любого года. В-третьих, был введен средний балл аттестата, который рассчитывается как среднее арифметическое годовых оценок выпускников, но только по предметам, обязательным к изучению в школе. В-четвертых, победителям международных олимпиад, занявшим I, II и III место, при поступлении в вуз добавляется соответственно 30, 40 и 50 баллов. В-пятых, восстановлена довузовская система. Причем за обучение на подготовительных курсах технических вузов по основным предметам - математике, физике, химии, начертательной геометрии, ино-странному языку - решили дополнительно добавить 20 баллов. В итоге выпускники этих подкурсов в большинстве своем без проблем сдают тесты и проходят на бюджет.
 
Единственным новшеством 2012 года стало повышение проходного балла по профильным предметам до  140. Это нововведение должно существенно поднять уровень подготовки абитуриентов. Ведь если  проходной балл ниже 140, то выпускник не имеет права поступать, а вуз принять от такого абитуриента заявление. Кроме того, университетам, институтам и академиям для отдельных специальностей было разрешено поднимать этот порог. Политех в свои правила приема изменения, касающиеся повышения проходного балла выше 140, не вносил.
Все эти серьезные шаги по улучшению правил приема - существенный вклад в право каждого на обучение в течение всей жизни, провозглашаемое Болонским процессом.  В  то же время осталось еще немало вопросов, которые нельзя упустить из виду при доведении системы приема в вузы до полностью "рабочего" состояния.
 
"Разрешение подавать заявления в пять вузов нужно пересмотреть"
 
 - Что же еще нужно подкорректировать в ближайшее время?
 
- На мой взгляд, настало время пересмотреть разрешение подавать заявления в пять вузов. Это очень много! Однозначно этот список нужно сокращать.  А вот три специальности в рамках подачи заявлений в один университет или институт поддерживаем, потому что молодой человек, выбирая профессию, действительно должен сориентироваться.
 
Кроме того, мы поддер-живаем, чтобы при отборе абитуриентов вузу в качестве прерогативы были на выбор предоставлены тест, экзамен или оценка из аттестата. Сейчас этот вопрос обговаривают в Министерстве образования и как один из вариантов предлагают ввести тест на проверку способностей.
 
Определение минимального порога по профилирующим дисциплинам и их состав, на наш взгляд, тоже можно бы было поручить для выбора высшим учебным заведениям. А вот абитуриентам, получившим в школе золотую медаль, было бы справедливо за их успех выделять дополнительное количество баллов - от 20 до 30.
Также хотелось бы отметить, что есть проблемы и с пятым курсом. После перехода на Болонский процесс обучения никто до сих пор не может четко сказать, каким должно быть количественное соотношение между бакалаврами и магистрами.
Будем надеяться, что в ближайшее время все эти вопросы будут решены.  Принять в вуз - это полдела.  Главное - подготовить из этих ребят специалистов, ведь именно мы находимся в конце системы и отвечаем за качество образования.
 
В "ХПИ" делают ставку на фундаментальные науки
 
 - Леонид Леонидович, сегодня, когда прогресс идет семимильными шагами, в чем заключается сложность подготовки "технарей"?
 
- Испокон веков наш университет принял такое решение: чтобы готовить специалистов, нужно больше внимания уделять фундаментальным наукам и теоретической подготовке по математике, химии, физике, электронике и т.д. И только потом делать акцент именно на специальность, потому что у электриков - один фундамент, у механиков - совсем другой, а у химиков - третий. Еще одна важная составляющая успеха современного образования - знание информационных технологий. 
 
Именно поэтому на обучение у нас отведено 5,5 и 6 лет. В свое время наша громада приняла решение: львиную долю часов отдать именно на изучение ундаментальных теоретических дисциплин, которые стареют гораздо медленнее, чем специальные. Большую роль в повышении качества обучения играет и участие студентов в проведении научно-исследовательских работ. Ни для кого не секрет, что в нашем университете 35 - 40 % дипломных проектов выполняются именно как научно-исследовательские. Это в первую очередь достигается благодаря тому, что в НТУ "ХПИ" работают 40 научных школ, которые отвечают не только за качественную подготовку специалистов, но и опосредованно влияют на открытие новых специальностей. В свое время эти научные школы в политехе создавали выдающие ученые и академики Е. И. Орлов, Н. Н. Бекетов, В. А.  Стеклов, П. П. Будников, А. М.   Ляпунов, нобелевский лауреат Л. Д.   Ландау, А.  К. Вальтер, К. Д. Синельников, А.П. Филиппов, Г. Ф.  Проскура и многие другие.
 
Сегодня же в образовательном процессе НТУ "ХПИ", кроме 1700 преподавателей, среди которых 160 докторов наук и 780 кандидатов наук, также активно принимают участие и сотрудники институтов НИИ "Молния" и "Ионосфера", в том числе и их 11 докторов наук и 85 кандидатов наук.
 
К тому же признаком качества нашего обучения является участие наших студентов в конкурсах научных работ. Ежегодно чествуем 45 - 48 победителей. Немногие вузы могут похвастаться такими достижениями! Кроме того, немало наших студентов ездит на олимпиады, где занимают призовые места. Так, к чести нашего университета, команда по программированию во главе с Димой Джигулакой на мировом чемпионате уже второй раз занимает довольно приличные места.  В  2010-м в Харбине, где участвовали 103 команды,  завоевали 14-е место, а в этом году в Польше, соревнуясь с 123 командами, заняли 18-е место. Зато из Европы ребята вернулись с "золотом".
 
Также большую роль в повышении качества образования специалистов играет то, что ежегодно 150 - 200 студентов, аспирантов и преподавателей выезжают за рубеж для обучения и стажировки в вузы, с которыми мы имеем партнерские отношения. 
В   этом году Кабинет Министров и Министерство образования выделили для этих целей средства.
 
При этом мы не только активно вовлекаем студентов в науку, но и поддерживаем связь с промышленными гигантами, что нам позволяет проводить  практику на крупнейших предприятиях и получать реальные задания для дипломных и курсовых проектов. Хотелось бы отметить следующие предприятия, с которыми мы сотрудничаем: "Турбоатом", тракторный завод, "ФЭД", завод им. Малышева, КБ им.  Морозова, КБ им. Антонова, завод им. Шевченко, "Электротяжмаш", "ХАЗ", КБ "Южное", группу "УПЭК", мариупольский "Азовмаш"…... 
 
"Цены на контракт не поднимали"
 
 - И куда же абитуриенты охотнее подают документы? Какие специальности в этом году считаются наиболее престижными?
 
- Популярные специальности - понятие относительное. К примеру, факультет ЭМС   очень востребован среди ребят, которые приехали к нам учиться из Луганской, Донецкой и Запорожской областей.  А вот выпускникам из Западной Украины такие специальности менее интересны, потому что там гораздо меньше развито электромашиностроение, чем на промышленном Востоке. Здесь все очень тонко.
На правах ректора вуза, который имеет техническое направление, хочу сказать: слава Богу, что каждый факультет, каждая кафедра имеют свой конкурс. Ведь все они обеспечивают кадрами промышленность и имеют то или иное влияние на экономику. Сегодня из технических специальностей популярностью пользуются теплогидроэнергетика, информационные технологии проектирования, автомобили и автомобильное хозяйство, информационные управляющие системы, инженерное программное обеспечение, системный анализ и управление, экологический мониторинг, эколого-экономический мониторинг, компьютерно-интегрированные технологические процессы и производство. Этот список можно было бы продолжать и продолжать, но хотелось бы отметить, что сейчас особым спросом пользуются технические отрасли, которые используют информационные технологии. Ежегодно в нашем университете готовится 720 - 730 IT-специалистов, причем их подготовкой занимаются более 28 кафедр. Это прежде всего говорит о том, что Харьков не случайно вошел в пятерку вузов, которые по решению Кабмина являются ответственными за подготовку специалистов в этой области. 
 
Не менее престижны сегодня в НТУ "ХПИ" и такие непрофильные для технического вуза специальности, как социолог, психолог, педагог, экономист, маркетолог, менеджер, финансист, переводчик…... Причем многие не смотрят на то, что там нет бюджета, выбирают контракт. Ведь у нас очень лояльная схема обучения. И цены в этом году мы практически не поднимали. Для тех, кто проучился в вузе 2 года и 4 семестра на "4" и "5", в НТУ "ХПИ" есть интересное предложение - перевод на бюджет. Мы обязательно переводим отличника учебы на бюджет в качестве стимулирования хорошего обучения. К тому же всегда идем навстречу тем, у кого произошло несчастье или неприятности в семье.
 
"Трудоустраиваем 94 - 96 % молодых специалистов"
 
 - Леонид Леонидович, а насколько сегодня сложно трудоустроить выпускников?
 
- Одной из важнейших сторон деятельности университета является распределение выпускников. Ежегодно мы трудоустраиваем 94 - 96 % наших студентов, причем 76 - 77 % из них присылают нам отрывные талоны о прибытии на место работы, как это и требует Министерство образования. По отдельным специальностям мы даже получаем больше заявок на специалистов, чем выпускаем инженеров, обучающихся на бюджете, поэтому мы часто распределяем и студентов-контрактников. Политех ведет подготовку специалистов практически по основным отраслям народного хозяйства и несет ответственность за состояние уровня техники, технологии и экономики в этих отраслях. Ежегодно во время защиты дипломных проектов государственная комиссия высказывает свои пожелания для повышения качества подготовки специалистов и в дальнейшем.
 
- А как политехники коротают досуг, ведь трудовые будни - это не только учеба?
 
- НТУ "ХПИ" - это большая дружная семья, где можно не только получить профессию XXI века, но и проявить свои таланты. Наш Дворец студентов - целая планета с богатыми творческими традициями. Здесь у нас работают девять танцевальных  коллективов, ансамбль скрипачей, хор и другие кружки и секции, всего 24 коллектива.  Если кому-то больше по душе спорт - в их  распоряжении уникальный спорткомплекс и талантливые тренеры, которые воспитали с десяток олимпийских  чемпионов, чемпионов Европы и мира.  Летом у политехников есть возможность отдохнуть на собственных базах в Харьковской области и Крыму. К тому же сейчас заканчивается строительство современной библиотеки.  Поверьте, нашим ребятам скучать не приходится!
 
Надежда ШОСТАК.