Подземка встретит осень без жетонов

20-летняя история харьковского полимерного кружочка официально завершится в День знаний. Об этом уже всех предупреждают на станциях метрополитена.

После того как подземка перешла на одноразовые талончики, ее сотрудникам приходится с утра до вечера помогать пассажирам пользоваться турникетами. Фото из архива "КП".

Просят поторопиться
 
У пассажиров остался месяц на то, чтобы избавиться от жетонов. Об этом сообщают и бумажными объявлениями, и через динамики. И просят обладателей жетончиков поторопиться с их использованием до указанной даты.
Впрочем, в подземку уже и так почти не проходят через турникеты с помощью кружочка цвета морской волны. Для таких на каждой станции есть "персональные" турникеты.
- У нас на "большой" стороне за день обычно жетонов пять-семь вбрасывают, а на "маленькой" и того меньше - один-два, - делится наблюдениями сотрудница станции "Ботанический сад" Наталья Макаренко. - Когда как. Иногда и 12 может быть. Жетонами еще пользуются разные люди: и 15-летние пареньки, и мужчины "за 40".
Действительно, покараулив возле турникетов около получаса, ни одного человека с жетоном мы так и не увидели. Все проходят либо по карточкам, либо по одноразовым бумажным билетам.
 
Пассажиры запасались прилично
 
Хотя о планах мэрии избавиться от жетонов было известно еще несколько месяцев назад, у многих харьковчан до сих пор хранятся приличные запасы полимерных кружочков. Причем даже у льготников, которым они, собственно, даже не нужны.
- Несколько дней назад, когда еще не было даты отмены, ко мне подходил дедушка с вопросом "А жетоны еще долго будут?", - рассказывают дежурные в метро. - Оказывается, у него сто штук еще есть. Зачем он накупил их?..
Профессор кафедры урбанистики университета строительства и архитектуры Валерий Гук, который в свое время проектировал метрополитен, свои резервные жетоны подарил внуку.
- Когда начали вводить билеты, стало понятно, что жетоны отменят, - объяснил ученый. - Все-таки они занимают большое количество работающих: нужно их посчитать, заложить, охранять, менять...
Наша подземка первой в Украине отказалась от жетонов. В Днепропетровске и Киеве они еще используются.
- Я не слышал, чтобы где-то еще, помимо Советского Союза, в метро использовались жетоны, - пожимает плечами Гук.
 
Метрополитеновцы мечтают о тишине
 
После того как подземка перешла на одноразовые талончики, ее сотрудникам приходится с утра до вечера помогать пассажирам пользоваться турникетами. Если с карточками все более-менее понятно (хотя и здесь бывают разные "кадры"), то с бумажными билетами все намного сложнее.
- Кто прикладывает их вместо карточки, кто не отдает бумажку турникету, кто долго соображает, что нужно проходить, - сокрушается сотрудница одной из станций. - Каждому подсказываешь, объясняешь, поправляешь. Прихожу потом домой и полчаса наслаждаюсь тишиной.
 
Справка "КП"
 
От пятака до бумажки
До появления жетонов в метро можно было попасть, бросив в турникет 5 копеек. В 1992 году в Харькове изобрели полимерные жетоны с  люминесцентными свойствами, именно в нашем городе они были введены в эксплуатацию впервые в мире. Жетоны менялись несколько раз. Они были оранжевыми (прозрачными и непрозрачными), зелеными, а последние 12 лет пассажиры использовали прозрачные жетоны цвета морской волны.