Ликвидаторы шли на реактор тоже под "наркомовские сто граммов"?

После взрыва на ЧАЭС 26 апреля 1986 года народ массово налегал на спиртное в надежде спастись от радиации

После взрыва на ЧАЭС 26 апреля 1986 года народ массово налегал на спиртное в надежде спастись от радиации

В конце 90-х годов довелось побывать в Чернобыле с ребятами из МЧС. После осмотра площадок с зараженной радиацией техникой, объекта "Укрытие" и прочего представители администрации зоны отчуждения пригласили на обед. На столах, помимо множества блюд, стояла водка. Прикинул: из расчета поллитровка на двоих. Сразу вспомнился народный стереотип - что радионуклиды на самом деле выводит лишь водка. И что, дескать, во время ликвидации аварии на 4-м энергоблоке ликвидаторы "лечились" именно ею, родимою.

Тогда представители чернобыльской администрации на вопрос, выдается ли водка "на паек" или это собственная инициатива, прямо не ответили. Все отшучивались: дескать, это старая добрая традиция с тех времен, как рванул реактор, - после работы принять "сто наркомовских". Но все же - выдавалась ли водка ликвидаторам и насколько вообще сей продукт в состоянии бороться с "невидимой смертью", то бишь радиацией? Ведь и сегодня немало народу, памятуя о чернобыльском наследии, оправдывают свое пристрастие к "оковитой" именно "профилактическими мерами".

Плюс полстакана йода

С первых же дней после трагедии, когда на ликвидацию последствий были брошены войска (воинские части внутренних войск МВД, гражданской обороны и армейские инженерные подразделения), в народе пошел слух: Чернобыль поголовно пьян. В том плане, что ликвидаторов буквально заливают водкой - мол, лишь она способна выводить радиацию.

Слух этот имел для гражданского населения не очень приятные последствия. Ведь каждый в борьбе за собственное здоровье спешил также впасть в алкогольный транс, дабы обезопасить организм от проклятущей радиации. Едва ли какой-то другой товар в те дни был настолько популярен, как сорокаградусная. Вино-водочные магазины подвергались беспрестанным атакам, и бутылки с вожделенным "лекарством" вмиг разметались. Впрочем, для страны, и до этого пребывавшей в перманентном состоянии алкогольного опьянения, это не было чем-то из ряда вон выходящим.

Заметим, что в контексте рекомендаций медиков та же участь постигала и вина, и не только сухие красные, как советовали доктора, но и полусладкие, и "портвешок", и "грушки-яблочки" (в смысле "чернила" типа "Золотая осень") - все, что подпадало под определение алкогольной продукции. Что интересно: алкогольный ажиотаж объял не только Киев, но и прочие украинские города. Когда же факт аварии на Чернобыльской АЭС был подтвержден официально, водочный бум охватил и без того далекую от трезвости российскую глубинку европейской части России, а вскоре выплеснулся и за Урал.

Существует более или менее приблизительная статистика, скольких наших сограждан чернобыльская трагедия лишила жизни и сделала инвалидами. Но статистики, сколько человек в страхе перед радиацией стало алкоголиками, нет. Однако страшны были даже не последствия "профилактических" возлияний (по принципу чем больше - тем лучше, кашу маслом не испортишь), когда речь шла о простой водке. Плодовитый на всякие выдумки советский народ, скомбинировав собственные методы профилактики с медицинскими данными, изобрел универсальный рецепт борьбы с радиацией. Рецепт этот, заметим, получил широкое распространение едва ли не по всему СССР, ибо по логике не давал "невидимой смерти" никаких шансов. Состоял же он в том, что водку перед употреблением попросту смешивали с йодом. Мол, и щитовидке польза, и радиация выводится. Причем, как и в случае с водкой, йода не жалели. Сколько людей отравились этим термоядерным "коктейлем", не скажет никто.

Пили только "партизаны"

Выдавали ли спиртное ликвидаторам? Об этом "Комсомолка" спросила полковника запаса Владимира ГРЕБЕНЮКА - командира полка гражданской обороны, первым вошедшего в Чернобыль после аварии. Подчиненные Владимира Васильевича, появившись на ЧАЭС уже в 10 утра 26 апреля, пребывали здесь до 15 мая - в те самые трудные дни, когда не было ни специальных средств для работы в условиях радиации, ни техники, ни даже четкой информации об обстановке и деталях случившегося. Вернее, техника была, но она отказывала в условиях дикого радиационного фона. И тогда работали люди. Именно подчиненных полковника Гребенюка позже будут называть "биороботами".

- Уже после нас, насколько я знаю, работавшим на ликвидации последствий аварии выдавали вино. Но исключительно гражданским, о военных, которых здесь было множество, и речи не было. Могу судить по своему полку. Было предписано кормить солдат и офицеров по обычным рационам. В районе ЧАЭС мы развернули полевые кухни, и паек был самым обычным. Ничего дополнительно наши тыловики не получали. Позже, когда один из наших батальонов был укомплектован "партизанами" (призванными с гражданки военнослужащими запаса. - Прим. авт.), они, возможно, и употребляли. Но и у "партизан" особых возлияний не получалось. Прежде всего, каждый человек постоянно был на виду, режим был простой: отдых в лагере и работа - и все под контролем моих, то есть кадровых офицеров. Помню, однажды два "партизана" ушли в самоволку. Их немедленно арестовали и едва не судили по законам военного времени. Так что с дисциплиной в Чернобыле (по крайней мере у военных) было очень строго.

В дальнейшем, как свидетельствуют ликвидаторы из числа людей в погонах, к обычному общевойсковому пайку выдавали разве что минералку. Впрочем, слухи о целебных свойствах водки не обошли и военных. Известны случаи сильнейших отравлений самогоном наших бойцов.

Кстати, помимо собственных поисков спиртного в окрестностях, чернобыльцы, по их свидетельствам, получали его и "с доставкой". Речь идет об охране 30-километровой зоны. Ночами к контрольно-пропускным пунктам подъезжали мародеры, предлагавшие за водку приобрести вещи, которые пытались вывезти эвакуированные жители чернобыльской зоны, но изъятые из-за недопустимого загрязнения радиацией. По инструкции забракованные дозиметристами вещи подлежали захоронению. "Ночные гости", очевидно, рассчитывали сдавать этот "товар" в комиссионные магазины, где контроля на радиацию, понятно, не было. Ликвидаторы таких любителей легкой наживы, мягко говоря, недолюбливали.

Радиация - не вирус. Но все же…

Однако насколько соответствует истине народный стереотип, что водка наиболее эффективно из всех известных средств выводит радиацию?

Официальная медицина заявляет: мнение, что "беленькая" может бороться с радионуклидами, - блеф. Спирт действительно обладает превосходными дезинфицирующими свойствами и свойствами растворителя. Но радионуклиды ни в каких растворителях не растворяются, они также не имеют биологической природы, как, например, вирусы или бактерии, потому "продезинфицировать" их невозможно. Отсюда следует, что водкой бороться с радиацией - все равно что зеленкой лечить СПИД.

Врачи, как известно, рекомендуют для выведения радиации из организма использовать исключительно сухое красное вино (все же не без спирта) и гранатовый сок - они содержат определенные биологически активные красящие компоненты и такое противорадиационное средство, как этамол. Помимо этого, из доступных средств эффективным признается медицинский препарат "Аскорутин".

Одновременно люди в белых халатах признают, что помимо красного вина и некоторые крепкие алкогольные напитки обладают очищающими организм свойствами. Это относится к знаменитой "зубровке", водкам, настоянным на женьшене, элеутерококке, родиоле розовой (она же - золотой корень), инжире, расторопше и эхинацее. А в России не столь давно стали выпускать специальную противорадиационную водку с добавками экстракта из морских водорослей. Считается, что содержащаяся в водорослях альгиновая кислота эффективно выводит из организма радионуклиды и защищает от лучевой болезни.

Заметим, что еще средневековые знахари в качестве универсальных противоядий, выводящих из организма любые токсины, использовали так называемые териаки. Это некий фитонабор, включающий в себя лекарственные растения и сохраняющий свойство противоядия, в том числе и в виде спиртовой настойки. Некоторые териаки включали в себя до 70 различных трав, корней и цветов. Причем независимо от фантазии составителя в состав териака обязательно входили 12 компонентов, в том числе ангеликовый корень, валериана, цитварное семя, корица, кардамон, опий, мирра, мед и другие. Спиртовые настойки с териаками, по мнению медиков, являются очень эффективным средством в борьбе с радиацией. Вот только в каком количестве их употреблять - вопрос другой.

СПРАВКА "КП"

Сейчас вместо водки - специальные таблетки

В Советской Армии после окончания Второй мировой войны знаменитые наркомовские сто граммов, выдававшиеся перед атакой, были упразднены, и впредь, даже в случае боевых действий, их возврат не предвиделся.

На случай войны были разработаны специальные медицинские препараты, призванные заменить зеленого змия. В комплект советского пехотинца, к примеру, входило 4 медпрепарата разного назначения, спецназовцу полагалось 9 наименований. Во всем мире военные также усиленно занялись фармакологией (кстати, знаменитый наркотик ЛСД в свое время был разработан как раз военными).

Выдавались эти медпрепараты солдату исключительно в случае боевых действий. В комплект входили транквилизаторы, противоядия - на случай применения химического и бактериологического оружия, а также препараты, выводящие радиацию. Заметим, что при ядерном взрыве было необходимо еще и стабилизировать психику личного состава - ведь психологическое воздействие от этого вида оружия не менее губительно, чем от радиации. Для этого были свои таблетки. Решение на применение того или иного препарата подчиненными принимал командир.

В Вооруженных силах Украины (даже в спецназе) из-за бедности медикаментозное сопровождение боевых действий попросту отсутствует. Хотя, насколько известно "Комсомолке", разработки "своих" боевых препаратов проводят Украинская военно-медицинская академия и Национальный центр оборонных технологий и военной безопасности.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Кто пил, те поголовно выжили

Николай КОТЛЯРЧУК, преподаватель кафедры медицины катастроф и военной медицины Луганского государственного медицинского университета, подполковник медицинской службы:

- Официальная наука отрицает возможность использования крепких алкогольных напитков, в частности водки, в качестве средства, эффективно выводящего радионуклиды из организма. Но все же мнения медиков по этому поводу далеко не однозначны. Думается, официальная позиция больше сориентирована на этику и отношение государства к данному вопросу, нежели на объективные исследования.

Могу судить по судьбе собственного брата, который, будучи начальником строительной команды, участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС. Прибыв в Чернобыль, его команда имела с собой большой запас сорокаградусной. Так вот, последующие события показали: те из членов команды, кто регулярно употреблял водку на протяжении двух месяцев работы в зоне катастрофы, практически поголовно живы и на сегодняшний день. Те же, кто игнорировал подобную "профилактику", в большинстве своем прожили немного…