Мы начинаем свой эксперимент на станции "Контрактовая площадь". У входа - лоток с товарами для дома. На почетном месте разложены веера - от 10 до 20 гривен за штуку. Продавец говорит: "Берут за милую душу!" Похоже на дурное предзнаменование. Но мы смело толкаем двери.
"Контрактовая" - одна из самых неглубоких станций. И это чувствуется. В переходе - жара, возле касс прохладой даже не веет. Наш термометр показывает +32 - почти как и на улице. Спускаемся на платформу. Здесь полегче - поезда то и дело нагоняют сквознячок. Но и он не сильно охлаждает. Ждем, пока термометр адаптируется к новым условиям - плюс 29,1. Люди в ожидании поезда пьют минералку. Рядом на лавочке мужчина склонил голову к коленям и обхватил ее руками.
- Что случилось, мужчина? Вам плохо? - интересуются, подходя, дежурные милиционеры.
- Да, плохо. Жара-то какая!
Милиционеры предлагают пассажиру вызвать врача, но он отказывается и идет к поезду. И мы тоже…
В вагоне еще жарче. Духоту усугубляет большое скопление народу. Только иногда ощущается ветерок, задувающий из тоннеля во время движения. Смотрим на термометр - 30,9. С радостью покидаем душный вагон и выходим на "Майдане".
Пересадочная станция как всегда многолюдна. Но и сквозняк здесь гуляет серьезный. Можно вздохнуть с облегчением и понежиться в прохладных воздушных потоках. Ждем, что же покажет наш термометр - цифры ведут обратный отсчет до 28,6. Это уже более-менее.
А что же на "красной", Святошинско-Броварской, ветке? Она хоть и пролегает глубже, но местами выходит на поверхность - так что от "Лесной" до "Днепра" солнце успевает разогреть поезд, как сковородку.
Садимся в вагон на "Крещатике". Как всегда давка. Как всегда духота. Цифры на ЖК-дисплее нашего термометра снова ползут вверх. Пока движемся под землей - в вагоне 30,5 градуса! Люди изнывают от жары. Обмахиваются газетами и вытирают лоб и шею платками. Вот и станция "Днепр". "Выныриваем" из-под земли - тут от солнца никуда не скрыться. Как люди доезжают до "Лесной"? Мы выпрыгнули на "Гидропарке", где термометр уже добежал до 32,5. На платформе - то же, ведь она на улице.
Но у нас остается еще третья ветка метро - Сырецко-Печерская. Что же там? Возвращаемся на "Театральную" (+28), переходим на "Золотые ворота". Тут - 26 градусов. Это рекорд! Неужели "зеленая" ветка самая прохладная? Едем снова на левый берег. Здесь метро выныривает на поверхность и вскоре уходит под землю снова. Этих пяти минут на мосту хватает, чтобы разогреть поезд - плюс 30,5. То же, что и везде…
P.S. Мы катались в метро примерно два часа. За это время голова просто закипела от жары. Как показал эксперимент, на всех ветках в вагонах в среднем плюс 30. На платформах полегче - 28 градусов.
ОФИЦИАЛЬНО
Все в норме!
Мы обратились за комментарием в пресс-службу метрополитена. Нам сообщили, что температура на всех станциях и в вагонах соответствует летним нормам - то есть не превышает 28 градусов. Специальная служба регулярно следит за температурным режимом, делает замеры и при необходимости регулирует температуру с помощью системы вентиляции.
|
ВОПРОС РЕБРОМ
Заменят ли систему вентиляции кондиционерами?
Специалисты уверяют, что нынешняя система вентиляции не способна охладить метро в жаркие дни. Сегодня на станциях потоки воздуха нагнетаются за счет движения вагонов по тоннелям. А в самих поездах ветерок задувает из тоннеля через вентиляцию на крыше вагона и через окна. Но это только когда поезд движется.
Кондиционеров в метро нет в и помине. И в ближайшие годы их можно не ждать. Корреспонденту "КП" довелось побывать на Крюковском вагоностроительном заводе во время презентации новых вагонов, закупать которые планируют для четвертой линии метро на Троещину. Разработчики не без гордости сообщали, что в новых составах на замену естественной вентиляции сделали принудительную. И что это даст? Только то, что воздух будет гоняться и при движении, и когда поезд стоит. Но все равно это всего лишь вентиляторы, они перемешивают воздух, но не охлаждают.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил КОНЕВСКИЙ, врач cкорой: Если от духоты стало плохо...
- Когда в вагоне жарко и мало кислорода, наступает гипоксия мозга - кислородное голодание. У пассажира кружится голова, появляется слабость, он может потерять сознание. В этом случае нужно тут же связаться с машинистом по громкой связи и попросить его вызвать cкорую на ближайшую по ходу следования поезда станцию. Пока поезд до нее не доехал, лицо больного желательно обрызгать водой. Затем пассажира нужно вывести или вынести на станцию.
Постарайтесь уложить больного на лавку или прямо на пол. Его ноги должны быть выше головы: их может кто-то держать или положите сумку. Такая поза позволит улучшить кровоснабжение мозга. Обязательно позовите дежурную и попросите принести нашатырь. Протрите им виски больного и дайте вдохнуть, поднеся ватку к носу. Следите, чтобы нашатырь не попал в глаза.
Если человек пожилой, спросите, что болит. Как правило, старики показывают на сердце. В этом случае нужно дать одну-две таблетки нитроглицерина. Либо изокет - жидкий нитроглицерин. Как правило, у сердечников эти препараты с собой или их можно спросить у дежурной. Еще спросите: "У вас есть сахарный диабет?" Если пациент кивнет, то его дурнота связана с резким падением сахара в крови. Дайте ему что-нибудь сладкое - конфету, кусок шоколадки, газировку. И дождитесь врачей cкорой.
Фото Максима ЛЮКОВА.