Таких кораблей построили всего двадцать

В период 1736-39 гг. у берегов о. Хортицы велось строительство кораблей днепровской гребной флотилии. Среди них были галеры, бригантины, казачьи чайки, дубель-шлюпки и другие суда. Парусно-гребные бригантины, появившиеся ещё при жизни Петра I, строились талантливым корабельщиком Гаврилой Меньшиковым. В основу запорожского судна легла голландская бригантина, но отличающаяся от нее более крупными размерами и осадкой. Ее длина составляла 20 м, ширина 4,5 м, вооружение 4 пушки и экипаж 50-60 человек. Эти, среднего размера, парусно-гребные корабли хорошо управлялись и могли заходить в небольшие бухты, легко маневрируя в них и ведя боевые действия в стесненных условиях. Таких судов было построено двадцать и они являлись альтернативой дубель-шлюпкам, не оправдавшим себя в начале войны. Корабли флотилии принимали участие в боевых действиях у турецкой крепости Очаков в 1737-39 годах.
 
Судьба же флотилии оказалась трагической. Став на зимовку в районе о. Хортица и растянувшись на 7 км вдоль острова, 400 боевых кораблей остались покинутыми.
 
Армия отступала, бросая оружие. Суда бились друг о друга, ломались и тонули, некоторые из них разбирались на дрова и строительство землянок. Гибель эскадры завершил весенний ледоход и паводок, пустив на дно более сорока кораблей. С ними затонула и наша бригантина.