Подержанные автомобили: как на рынке отличить "металлолом" от "зверя"

"Комсомолка" выяснила, что нужно знать, покупая машину с рук, чтобы не попасться на обман перекупщиков.

Прежде чем доставать кошелек, взгляните и под капот, и в техпаспорт, и даже в выхлопную трубу.

Покупка автомобиля, бывшего в употреблении, - это всегда лотерея. Ведь среди продавцов, которые честно хотят отдать в хорошие руки свою ухоженную машинку, немало и тех, кто мечтает как можно дороже сбыть груду металлолома. И нередко этот самый металлолом внешне никак не отличить от приличного автомобиля. 

"Комсомолка" обратилась к экспертам, которые об автомобильных жуликах знают все и могут за несколько минут отличить битую развалюху от добротного авто, и попросила поделиться советами. 

Самый "рыбный" день на крупном автомобильном рынке - суббота. К выходным сюда подтягиваются как продавцы, так и покупатели. От предложений голова идет кругом! Чтобы не потеряться среди сверкающих красавиц, специалисты советуют перед походом на автоплощадку четко определиться с интересующей вас моделью. Мы решили найти на рынке приличный кроссовер по доступной цене. На рынок отправились с автомобильным экспертом Александром Петруниным, который уже много лет трудится в сети СТО по ремонту подержанных авто. 

- Посмотрите на этого красавца - не бит, не крашен, первый хозяин, состояние - как из салона, - гонится за нами продавец сверкающего Nissan Murano. - Понравится - прилично сброшу, будете довольны! 

Честно признаюсь: внешний вид у авто был настолько внушительный, что я и вправду выложил бы за него нужную сумму. 

Но тут вмешался наш эксперт. И после 10-минутного осмотра выяснилось: все не так радужно, как казалось на первый взгляд. Краска на автомобиле не родная, а на дверях и арках - шпаклевки толщиной в палец. Потом оказалось, кто-то менял крышу и стекла, а значит, машина была в серьезной аварии. Ну и напоследок эксперт сделал вывод: двигатель у Murano доживает последние километры - скоро его ждет капитальный ремонт. 

Александр смог поставить такой исчерпывающий "диагноз", не загоняя машину на СТО, при этом из подручных инструментов у него были только магнит, зеркальце, фонарик, отвертка, свечной ключ и ветошь. 

- Главное правило при покупке подержанного авто - не впадать в кураж, ведь на авторынке вас тут же забрасывают предложениями, о которых вы еще вчера даже не мечтали, - советует Александр. - Но большинство из них - это обман перекупщиков. Увидели сверкающий внедорожник по цене Lanosa? Не нужно бежать к продавцу с криками "беру". Напротив, к такому предложению отнеситесь с подозрительностью. Бывает, продавцу срочно нужны деньги, но это редкий случай. Ведь даже если владелец машины покидает страну, можно попросить товарища заняться продажей и отправить деньги переводом. Не забывайте, дешевый сыр - только в мышеловке. Чтобы не угодить на удочку мошенникам, перед покупкой обязательно проверьте машину на СТО. Если такой возможности нет или первое решение нужно принимать срочно на рынке, то есть несколько приемов, которые помогут рассказать кое-что о машине. 

ШАГ 1. ДОКУМЕНТЫ И ГОД ВЫПУСКА

Начинайте проверку с бумаг. Попросите у продавца предоставить сервисную книгу. Если она заполнена, это хороший знак - за машиной следили. Кроме того, на сервисной станции можно узнать всю биографию автомобиля и диагноз, который ставили механики. Если такой книги нет, а машина при этом не старше 7 лет, есть повод задуматься. 

Затем изучаем техпаспорт. Сверяем дату регистрации машины в ГАИ и год ее выпуска. Если они совпадают, значит, скорее всего, имеем дело с первым владельцем. А это еще один аргумент в пользу машины. Сверьте идентификационный номер (VIN) с данными в техпаспорте, а также посмотрите год выпуска автомобиля на крепежах ремней безопасности и стеклах. Если год выпуска стекол не совпадает с годом выпуска машины более чем на год, скорее всего, стекла меняли, а значит, машина была в аварии. 

ШАГ 2. ПРОВЕРЯЕМ КУЗОВ

Первым делом обратите внимание на чистоту кузова. Кстати, если авто хорошее, перед продажей хозяин наверняка его вымоет. Зачем скрывать достоинства? Начинать проверку кузова нужно с визуального осмотра. 

- Осмотрите борт машины - нет ли вмятин, дефектов геометрии и окраски. Присядьте возле фары - под таким углом зрения видны практически все заделанные места, - советует Александр. - Если что-то вызывает у вас подозрение, прислоните к этому месту магнит. Если он отваливается или сила притяжения ослабла - под краской шпатлевка. Обязательно "прозвоните" магнитом стойки. Если менялось заднее крыло или срезалась крыша, здесь будет шпаклевка. Уделите внимание зазорам - это хороший индикатор аварийного прошлого автомобиля. Нормальный стык имеет одинаковую ширину по всей длине. Посмотрите на крепеж фар - после аварии их заваривают паяльником. А вот факт перекраски автомобиля можно установить по следам на резиновых и пластиковых деталях кузова, наличию краски под резиновыми уплотнителями или на них. И если машина перекрашивалась, оттенок краски под капотом может отличаться. 

Эксперт советует скептически относиться к матовой пленке и дополнительному пластику на автомобилях. Красиво, да. Но порой матовую пленку, наклейки или дополнительный обвес на порогах используют не для красоты, а чтобы прикрыть какой-то видимый дефект. Например, коррозию. 

ШАГ 3. ТЕСТИРУЕМ ДВИГАТЕЛЬ 

Двигатель должен быть сухим. Если он недавно вымыт - это повод для подозрений. Осмотрите шланги и пластмассовые крышки. Следы пайки  на них показывают, что машина побывала в аварии. 

Прислушайтесь к работе мотора. Он не должен издавать "металлических" звуков, а обороты двигателя не должны "плавать". Когда мотор прогреется, попросите хозяина резко и до упора нажать на педаль газа, поднесите руку к выхлопной трубе. Большое количество маслянистых пятен свидетельствует как минимум о значительном износе поршневых колец. 

- Старый добрый способ проверить мотор на износ - провести пальцем по кромке выхлопной трубы. Для этого и необходима ветошь. Если гарь сухая и рассыпчатая, все нормально. Но если на ощупь она маслянистая и липучая, скорее всего двигатель скоро "ляжет", - говорит Александр. - Не поленитесь обратить внимание на выхлоп. Если при нажатии педали газа появился черный дым, есть неисправность топливной системы, синий - поступление масла в камеры сгорания цилиндров, а мотору необходим капитальный ремонт. Если дым густой и белый - в камеру сгорания попадает тосол или вода. 

ШАГ 4. ОЦЕНИВАЕМ СОСТОЯНИЕ ЭЛЕКТРОНИКИ

Обратите внимание на панель приборов: она может не только показать скорость и количество бензина в баке, но и немало рассказать об автомобиле. 

- Особое внимание обратите на желтую лампу "чек", которая загорается, когда в работе авто появляются ошибки, - говорит Александр Петрунин. - Если все в порядке, во время зажигания лампа должна загореться, но вскоре погаснуть. Если индикатор все время светится, значит, в машине есть неисправность. Если индикатор не загорается вовсе, это еще хуже - "чек" принудительно заглушен, чтобы не мозолил глаза неопытному покупателю. По такой же схеме должен работать и индикатор подушек безопасности. Загорается и тут же гаснет - с машиной все в порядке. Не загорается вовсе - явный признак того, что машина билась, а подушки работали. 

Фото Максима ЛЮКОВА. 

КСТАТИ 

На рынке интересуются "Мерседесами" и "Жигулями" 

По данным известного портала по продажам бэушных автомобилей, самой большой популярностью пользуются немецкие марки. Десятка "финалистов" выглядит так: 

1. Volkswagen 

2. Mercedes 

3. ВАЗ 

4. BMW 

5.  Audi

6. Opel

7. Daewoo

8. Ford

9. Mitsubishi

10. Skoda