Воспоминания студентов: "Богдан Сильвестрович говорил, есть два врага в актерской профессии - алкоголь и личная жизнь"

Еще одно амплуа Богдана Ступки - его преподавательская деятельность. Он был художественным руководителем актерского курса в Киевском национальном университете театра и кино им. Карпенко-Карого.

Богдан Ступка со своими студентами.

Его ребята окончили вуз в 2010 году. Сейчас они трудятся в театрах по всей стране. Мы попросили часть из них поделиться воспоминаниями о своем гениальном учителе. 

Ренат СЕТТАРОВ, актер Театра имени Ивана Франко: "Не выгнал ни одного человека с курса"

- Первое впечатление об этом человеке - мудрость в глазах, доброта, искренность и открытость. Богдан Сильвестрович всем нам помогал. Некоторым даже деньгами, ведь многие жили в общежитии. Говорил: "Если у вас проблемы, обращайтесь". Он был очень добрым - не выгнал ни одного человека с курса, хотя многие его коллеги каждый год выдворяют по пять человек минимум. Организовывал для нас мастер-классы в разных странах. Мы ездили в Варшаву к известному польскому режиссеру Кшиштофу Занусси, жили у него дома. Потом Ступка возил нас во МХАТ. У нас была возможность получить советы от Хабенского, Табакова, Мягкова, Безрукова. Все было организовано за счет его личных контактов. Все уважали его и старались нам помочь.  

Он был гениальным актером, но при этом настолько простой в общении... Его любимая фраза: "Працювати, працювати і в праці сконати". А еще как-то сказал: "У вас будет два врага в актерской профессии - алкоголь и личная семейная жизнь. Если сумеете с этим справиться - все будет хорошо". Он имел в виду, если ты успешен - каждый будет хотеть с тобой выпить, и нужно уметь деликатно отказать либо пригубить, чтобы не спиться. Относительно личной жизни. Имелись в виду постоянные репетиции, спектакли, съемки, а не дай бог еще любовные сцены… Если жена увидит фильм - будет ревновать и устраивать скандалы. Чтобы этого не было - нужно встретить мудрого человека. 

Его очень злили интриги, лень. А с профессиональной точки зрения не прощал, когда нас не было слышно со сцены. У него была фраза, которую знают и студенты, и актеры Театра имени Ивана Франко: "Не чутно!" Если человека не слышно со сцены, он неинтересен зрителю. 

Юрий САК, актер Театра на Подоле: "Внука ругал не меньше остальных"

- Его статус звезды мне вначале мешал воспринимать его как человека, но это очень быстро прошло. Мастера обычно строги и малодоступны. Он же к нам относился очень по-отечески. Богдан Сильвестрович считал, что гордыня - это главный враг человека в личностном и профессиональном росте. И это резонирует с его поведением. Он с одинаковой искренностью общался со всеми. Я ни разу не видел с его стороны снисходительного отношения ни к кому. 

У него не было любимчиков: если ты сделал что-то хорошо - он об этом говорил, плохо - ругал. С нами на курсе учился его внук, но он не делал для него никаких поблажек. Если Дима опаздывал на репетицию, то Богдан Сильвестрович вычитывал его при всех: "Чому ви собі таке дозволяєте?" Даже переходил в этот момент в общении с ним на "вы". Еще одна уникальная черта - если ему нужно было сказать человеку неприятную критику, то делал это в форме притчи. Всем было понятно, кому это адресовано, но не было момента публичного унижения. 

Он мог давать общие советы или комментарии, но не вмешивался во внутреннюю работу: "Мені не треба, щоб було ще 23 Ступки". Старался дать каждому возможность развить свою индивидуальность. Он был мастером говорить между строк. Это очень по-чеховски! И еще часто повторял: "Все має бути так, як в житті. Тільки на каблучок вище". По его мнению, только в этом случае спектакль будет интересен зрителю. 

Очень любил красиво, элегантно одеваться, но без пафоса. Когда заходил - всегда был одет с иголочки, от него хорошо пахло, в глазах был озорной блеск. Он с возрастом ни на секунду не превратился в дедугана. Он был таким типом актера, как Шон Коннери или Аль Пачино. Это люди, которые стареют, но в их глазах всегда остается искрометная живинка. 

Наталия ВОРОНЮК, актриса Молодого театра: "Говорил, что любовь - это болезнь"

- Для меня Богдан Сильвестрович, как айсберг. Вначале видишь только верхушку, а потом с каждой ситуацией понимаешь, какой это был великий человек. Он часто говорил, что актер должен быть умным: "Вы должны знать все, что происходит в мире, и уметь разговаривать на любые темы". Его очень разочаровывало, если мы чего-то не знали. Часто повторял: "Я мало сплю, но стараюсь читать и знать все, что происходит".

От его парфюма всегда шел легкий шлейф, который чувствовался во всем театре… По этому аромату можно было определить, пришел уже Богдан Сильвестрович на работу или нет.  

Он любил красивых женщин, девушек. Но у него была очень четкая грань: с одной стороны, он оберегал нас, как деток, а с другой - вел себя очень достойно, как джентльмен.   

Очень много говорил о семье. Мы уже потом поняли, есть Ступка - такой орел, сокол, актер, а есть Ступка, который очень оберегает своих близких. Очень любил свою покойную маму. Если в семье были неприятности, над ним словно туча нависала, хотя и старался этого не показывать. Мы все хорошо знали его жену. Лариса Семеновна часто к нам приходила, наблюдала за нашим творчеством, давала советы. Все же знают, что ради него она пожертвовала своей карьерой. Как-то я разговорилась с ним об отношениях, и он сказал: "Любовь - это болезнь, когда жить и спать не можешь. Тебе приходится приносить себя в жертву". Наверное, у них и была такая любовь: она принесла себя в жертву ради него. 

Мы проведывали Богдана Сильвестровича, когда он попал в больницу первый раз. А когда лежал в Феофании, решили его не беспокоить, передавали приветы, но чувствовали, что наш визит причинит ему не радость, а дискомфорт. Он привык, что приходит к нам бодрый, красивый, ухоженный и сильный… 

Артур АРАМЯН, актер Театра имени Ивана Франко: "Гармаш называл его Батя"

- Он мог прочесть пару строк из Лины Костенко или Тараса Шевченко так, что сразу было понятно - это Ступка. Это был гениальный актер и человек. Даже в большей степени гениальный человек, с которого хочется брать пример. Он совсем не жалел себя. Приходил к нам даже на ночные репетиции. 

Очень любил рассказывать истории со съемок. К примеру, Сергей Гармаш его называл Батя. Они играли отца и сына в одном фильме. С тех пор так и повелось. Очень любил Лию Ахеджакову, с которой играл в одном спектакле. Говорил, она - потрясающая женщина. Но о простых людях отзывался с не меньшей теплотой. На съемках "Тараса Бульбы" между дублями помогал женщине, которая держала аппарат для создания искусственного снега. В театре всегда знал, что у кого происходит в жизни, и откликался на просьбы о помощи. 

 

Наталья Рокитская, актриса Киевского академического театра на Подоле"Считал, что в актрисе появляется глубина после рождения ребенка"

- Богдан Сильвестрович был очень мудрым человеком. Именно эту черту он ценил в людях. Еще он всегда предостерегал нас от гордыни. Говорил, что это именно та черта, которая разрушает в нас Человека.

По его мнению, актерству нужно учиться не больше двух лет… "Иначе из вас получатся академики, а не актеры. Академики нужны в других отраслях, а не на сцене", - постоянно шутил он. А вот учиться человеком нужно всю жизнь, никогда не останавливаться, развивать свою душу. Не давать ей заржаветь. Только тогда можно чем-то делиться со зрителем. Считал, что в жизни нужно все делать честно, вкладывая душу. Только тогда к тебе придет "твое". Не нужно хотеть все и сразу. Нужно научиться терпению.

Богдан Сильвестрович был лучшим зрителем. Во время экзаменов по мастерскому мастерству так помогал своим взглядом – не просто смотрел и оценивал, а становился твоим партнером и проживал твою роль. Во время вступительных экзаменов я очень волновалась, но как только меня "поймали" глаза Богдана Сильвестровича, весь страх улетучился. Он своим взглядом направлял в правильное русло. С первого курса стал для нас "отцом", "родной душой".

Еще у него было отменное чувство юмора. Когда мы с Юрой Саком, моим одногруппником, решили пожениться, первое, что от него услышали: "Примите мои соболезнования" (улыбается). Ступка всегда говорил, что семья – главное в жизни. Женщина-актриса может раскрыться на сцене только после рождения ребенка. Тогда в ней появляется глубина. Именно благодаря советам у меня получается одновременно и работать в театре, и быть мамой (у Наташи маленький ребенок. – прим. Авт.). А еще он много говорил о супруге. Говорил, что только благодаря любимой жене достиг того, чего достиг.

Еще Богдан Сильвестрович был настоящим украинцем, любил и прививал нам любовь к нашей стране и украинскому языку. И хотя я всю жизнь была рускоговорящей и сейчас работаю в театре с русским репертуаром, но когда вспоминаю или говорю О Богдане Сильвестровиче, в голове сразу рождается "украінська мова" .  

 Фото из личного архива бывших студентов.