На прошлой неделе я получил письмо из Петербурга от Михаила Малёткина. Он благодарит за книги, которые прочитал, и задает много интересных вопросов. Особенно понравилась ему книга о староверах Лыковых. "Интересно все! Как жили в тайге, что ели, как одевались и обувались. Особенно мне понравилось, как добывали огонь, ведь спичек у людей не было".
Михаил - человек любознательный. Он сам попробовал добывать огонь без спичек. Кончились опыты тем, что парень обнародовал проект "Добудь Свой Огонь" и теперь посылает письма и посылки - с набором, которым могут пользоваться старшие школьники, охотники, туристы и все, кому интересно добывать огонь без спичек. "Опыт Лыковых доступен всем. Сам я целый год потратил на эксперименты и добился хороших результатов, которыми можно поделиться. Вы, Василий Михайлович, не пробовали "из искры получить пламя"?"
Миша, конечно, пробовал! Вот строчки из моей книги "Война и люди".
"В 1941 году мне было одиннадцать лет. Помню начало войны. Исчезли прежде всего соль и спички.
|
...Обычный коробок спичек. Я нашел его неожиданно, отодвинув ящик стола. Стол этот в отцовском доме забыли. Когда переехали жить на станцию из села, старый стол поставили в угол чулана. Там он, крытый тряпьем, связками старых журналов и всякой всячиной, отслужившей свой век, простоял много лет. Копаясь в тронутом червоточиной выдвижном ящике, я обнаружил жестянку похожих на гвоздики патефонных иголок, обнаружил значок с надписью "Ворошиловский стрелок", футляр отцовских карманных часов.
Обычный коробок. Обычный, да не совсем! На желтой морщинистой этикетке, в том месте, где бывает рисунок, наискосок стояли три строчки, очень знакомые строчки:
"Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами".
Спички 41-го года! Я достал одну из коробки. Зажжется? Зажглась.
И вот уже все в доме - отец, мать, сестра - разглядывают находку. Всем интересно. Но только мама может припомнить… Я гляжу на нее: неужели не вспомнит? Вспомнила!
- Это ж с той осени…
Не ждите рассказа о пущенном под откос поезде, партизанском костре или даже о перекуре во фронтовом блиндаже. Спичками из коробка не поджигали бикфордов шнур, и вообще ничего из ряда вон выходящего не стоит за находкой в столе.
Той осенью по дороге из Воронежа на Тамбов через наше село Орлово двигалась большая пехотная часть. Вспоминая сейчас бесконечную серую ленту людей, едущих под осенним дождем, невольно ёжусь от холода. Грязь, непролазная черноземная хлябь, и по ней гуськом, заткнув за пояс полы мокрых шинелей, движутся люди. Усталые. Молчаливые. Куда? Почему? Мальчишкам заботы и горе взрослых понятны не в полную меру.
Находчивые солдаты сразу изобрели "катюшу" для добывания огня - трубочка от винтовочного патрона, железка от напильника, кусочек кремня, мягкий шнурок - "катюша" готова! Она успешно заменила спички. У многих был этот нехитрый прибор, носили его солдаты в кармане.
|
Сразу после войны вновь появились спички. У Лыковых я увидел огниво - наследство давних времен. Дед Карп Осипович в молодости знал спички. Увидев их в моих руках (это был важный подарок), старший Лыков усмехнулся: "Серянки! Намокнут - что с ними делать?" Но спички все-таки взял. Позже они с Агафьей поджигали в печке дрова, разводили костры, свечки зажигали от "старинного огня". Как пользоваться таким огнем, по книге изучал Михаил Малёткин.
Сам я в Южной Африке наблюдал, как добывают огонь бушмены. Это был древний способ, который знали пещерные люди и которым пользуются сегодня бушмены.
В африканской Ботсване обитают остатки племени, живущего тем, что собирают для поддержания жизни все, приемлемое в природе, - бушмены охотятся с луками и собирают дикорастущие травы, плоды, коренья, насекомых, мед диких пчел. Спичек у бушменов, понятное дело, нет, но костер зажечь они могут в любую минуту своих кочевий. Пятерых обитателей пустыни Калахари мы встретили в буше (кустарниковой саванне) и, как могли, объяснившись, попросили показать, как они добывают огонь и воду. Наши встречные быстро накопали кореньев и отыскали дикие арбузы, которые могут утолить жажду. Чтобы добыть огонь, пятеро сели в кружок. Старший достал из сумки две деревяшки - обломок какого-то дерева и твердую палочку, заостренную, как карандаш, и примерно такой же величины. Поставив "сверло" острым концом на кусок древесины, один из бушменов стал быстро вертеть его меж ладоней. Устав, быстро передал палочку соседу, тот, поработав четверть минуты, передал дальше. Через минуту-другую под палочкой появился дымок. Его сейчас же присыпали щепоткой сухого помета зебры - и вот уже появился язычок пламени.
В заключение своего письма Михаил пишет: "Посылаю подарок вам и Агафье Лыковой с благодарностью "за огонь". Сейчас, понятно, проще держать для костра спички. Но романтики в спичках нет, да и могут и отсыреть "серянки". Вот и пишут ко мне романтики. Вместе мы добываем огонь. Спасибо вам за хорошие книги".
Вот и все, что надо сказать о древнем добывании огня.
Фото автора.