Директор Днепропетровского центра оценивания качества образования Марина Горбенко-Хвастунова: "На внешнем тестировании абитуриенты описывали шпаргалками все части тела"

По итогам ВНО-2012 директор Днепропетровского регионального цент­ра оценивания качества образования Марина Горбенко-Хвастунова рассказала читателям "Комсомолки" о том, с какими новыми нарушениями столкнулись в этом году и как часто абитуриенты оспаривали результаты тестирования.

На следующей неделе начнется самое интересное, когда вывесят списки. Фото Павла ДАЦКОВСКОГО.

Днепропетровск остается "математическим" регионом страны

- День добрый, интересует, сколько днепропетровских абитуриентов в этом году набрали 200 баллов?

- Более 70 наших абитуриентов получили 200 баллов во время внешнего независимого тестирования. Это практически столько же, сколько и в Донецкой области, и чуть меньше, чем в Киевской и Львовской. Количество двухсотбалльников в этом году почти в два раза больше, но и абитуриентов в этом году - в полтора раза больше. Таким образом, тенденция с наивысшими баллами с 2010 года осталась практически неизменной. Есть также один человек, который набрал 400 баллов - 200 баллов по химии, 200 - по биологии. Это учащийся медицинского лицея.

- Какие предметы наши ребята сдали наиболее успешно?

- Математику. По количеству двухсотбалльников по этому предмету Днепропетровск занимает второе место в Украине после Киева. Кстати, количество двухсотбалльников по математике в нашем регионе растет из года в год. Это говорит о направлении нашего региона, который сохраняет за собой звание "математического" в Украине, ведь из семидесяти двухсотбалльных результатов - только по математике - около 50.

- Здравствуйте! Слышала по телевизору, как Табачник сказал, что наш город занимает второе "почетное" место после столицы по количеству зафиксированных нарушений во время сдачи вНО. Почему так?

- В процентном соотношении количество нарушавших практически одинаково по всей Украине. И если мы фиксируем наибольшее количество нарушений, это значит, что наш персонал качественно работает на том или ином пункте проведения ВНО.

- Какие самые распространенные нарушения?

- Использование мобильных телефонов. А еще в этом году мы впервые столкнулись с таким инцидентом, как нарушение общественного порядка перед началом проведения тестирования на участке в Днепродзержинске. Абитуриент, затеявший драку, был отстранен от сдачи ВНО. Также в ряде случаев были описаны шпаргалкой руки и другие части тела.

Директор Днепропетровского центра оценивания качества образования Марина Горбенко-Хвастунова

SMS-сервис выдавал наличие телефона на экзамене

- А каким образом обнаруживали мобильные телефоны?

- С помощью металлоискателей. Кроме них, в этом году для обеспечения прозрачности процесса тестирования был использован сервис sms-информирования. Утром абитуриенту приходила sms-ка с просьбой оставить мобильный дома, напоминая, что за его использование с экзамена выгоняют, а во время тестирования приходило второе сообщение, уже, правда, без всяких напоминаний, а с той лишь целью, чтобы выдать наличие телефона у своего хозяина. Металлоискатель использовался не на каждом пункте и служил скорее профилактической мерой: перед тестированием его продемонстрировали абитуриентам, и те, без лишних предупреждений, выкладывали свои телефоны. Но на тех пунктах, где металлоискатель не использовался, sms-сервис обнаруживал пронесенные в аудиторию или в туалет средства связи.

-Здравствуйте. Мои знакомые считают, что комиссия незаслуженно занизила оценку их ребенку, и подали на апелляцию. Часто ли абитуриенты не согласны со своими результатами?

- Да, на апелляцию в этом году подало достаточно большое количество абитуриентов, из которых много немотивированных случаев. Например, бывает так, что человек набрал 149 баллов, а ему для прохождения необходимо 150. И он думает: была не была, подам на апелляцию, а вдруг повезет. Примерно треть апелляций - мотивированных и две трети - немотивированных. В большей части оценки после перепроверки остаются без изменений. Но если группа экспертов увидела глубину раскрытия работы абитуриента либо небрежность работы экзаменатора, то, безусловно, результаты пересматриваются в пользу ребенка. Бывает и наоборот, что экзаменатор, проверяя, пропустил какое-то количество ошибок, тогда результат понижается.если виноват экзаменатор, его  штрафуют

- Это касается больше творческих заданий, а вот как пересматриваются результаты, скажем, тестов по биологии или физике, где нет открытой части?

- В таком случае производится повторная техническая проверка бланка, цель которой -правильное распознавание и прочтение всех цифр и крестиков там. Здесь ошибка может быть допущена как по вине абитуриента, который заполнял тесты ручкой с пастой такого цвета, которая плохо читалась при сканировании, либо цифра написана неразборчиво, так и по вине машины, которая сканировала ответы и которая "не увидела" или "перепутала" какую-то цифру. Если ошибка была допущена по вине экзаменатора, мы штрафуем его, вычитая некую сумму из тех денег, которые были предусмотрены ему за выполненную работу.

- Здравствуйте. Я сдавал в этом году испанский и сидел практически в полупустой аудитории. Хотел узнать, неужели у нас так мало людей, выбирающих другой иностранный, кроме традиционного английского?

- Да, к сожалению, тенденция такова, что количество абитуриентов, выбирающих для сдачи испанский, французский, немецкий и другие языки, кроме английского, катастрофиче­ски уменьшается. При этом ни по одному из иностранных, кроме английского, в нашей области не было набрано 200 баллов. Но однозначно утверждать, что изучение англий­ского доминирует в нашей стране, тоже нельзя. Потому как многие школьники изучают одновременно несколько языков, а проходить тестирование можно только по одному из них.

В тему

Школы, выпустившие наибольшее количество двухсотбалльников:

1. Днепропетровский лицей информационных технологий при Днепропетровском национальном университете имени Олеся Гончара - 12 абитуриентов, получивших на тестировании 200 баллов (11 - по математике, 1 - по украинскому языку и литературе);

2. Украино-американский лицей - 9 абитуриентов (1 - по украинскому языку и литературе, 2 - по истории Украины, 5 - по математике, 1 - по биологии);

3. Днепропетровский областной лицей-интернат физико-математического профиля - 7 абитуриентов (все по математике);

4. Днепропетровский областной медицинский лицей-интернат "Днепр" - 4 абитуриента (3 - по химии, 1 - по биологии);

5. Специализированная естественно-математическая школа I-III ступеней при Днепропетровском национальном университете имени Олеся Гончара - 3 абитуриента (все по математике);

6. Криворожский естественно-научный лицей - 3 абитуриента (2 - по математике, 1 - по физике);

7. Днепропетровский технический лицей - 2 абитуриента (оба по математике);

8. Криворожская гимназия № 95 - 2 абитуриента (оба по математике);

9. Днепропетровский учебно-воспитательный комплекс № 111 - 2 абитуриента (1 - по математике, 1 - по биологии).