Что день грядущий нам готовит?
Разрез лета, середина июля. Из жаркого Симферополя маршрутка мчится в еще более палящую Ялту. Выходной пожертвован для дела: еду на открытие первого официального туристического веломаршрута в Крыму, широко разрекламированного Министерством курортов и туризма АРК и общественной организацией "Фрирайт", с которой сотрудничают чиновники. Первый маршрут в данном случае - понятие условное, ибо по Крыму, ясное дело, люди на велосипедах колесят десятилетиями. Но чиновники гордо направляют: мол, раньше веломаршрута, разработанного с учетом евростандартов качества и безопасности, который к тому же венчает охраняемая велопарковка, в Крыму не было. Поскольку на велосипеде ваш покорный слуга ездит с детства, мне как обычному велолюбителю просто интересно познать, что же эдакого приготовили таким, как я, - желающим прокатиться по крымскому Южнобережью на двухколесном транспорте.
Добираемся к Ливадийскому дворцу - именно отсюда берет свое начало 11-километровый трек, который нам и предстоит преодолеть до другой визитной карточки полуострова - дворца-замка "Ласточкино гнездо". На месте узнаю, что путешествие пройдет по известной Солнечной (Царской) тропе, которую перед заездом велосипедисты загодя очистили от стекол и мусора. В нашей скромной компании ездоков - симферопольские и ялтинские журналисты, организаторы и даже местные чиновники.
- Дорога преимущественно горная, поэтому едем не спеша, внимательно, на смотровых площадках делаем остановку, чтобы сфотографироваться и передохнуть, если кто устал, - звучит краткий инструктаж. - Ах да, вдруг кто-то отстанет, тормозим и ждем, пока все не соберутся. Поехали!
Назад, в средневековье!
С минуту привыкаем к выданным удобным горным великам и трогаемся. Удивляет то, что ни у кого нет средств защиты, и в душе каждый надеется, что шлем, налокотники и наколенники никому не понадобятся. Вскоре после старта асфальт перерастает в грунтовку, с обеих сторон укрытую лесом - в тени двигаться все же полегче будет. Примерно через километр делаем первую остановку у полуротонды, откуда открывается вид на морское побережье и санатории. Завидев нашу колонну, прохожие осторожно уступают дорогу, у кого-то вырываются комментарии.
- Сумасшедшие какие-то! В такую жару и гонять на великах, - обрывается у людей. Они окажутся чертовски правы, но это я пойму позже, когда с меня сойдет семь потов.
Подъезжаем к небольшому каменному монументу с табличкой "Памятник археологии" и, спешившись, идем в гору. Наш гид, активист "Фрирайта" Ольга Пернацкая, привела нас к древней каменной кладке.
- Мы стоим под Ореандой-Исар - округлой, поросшей лесом вершине, еще известной как Крестовая гора, - поясняет Ольга. - В средневековье здесь было готское сторожевое укрепление и поселение, а на вершине находился храм. К сожалению, сейчас тех средневековых артефактов в хорошем состоянии сохранилось немного, но все равно они есть.
Вскоре мы действительно увидели остатки бывшей колесной дороги из камня вроде брусчатки, небольшую каменную стену, ступеньки и разбросанные обломки керамической посуды. А на скале виднелся деревянный крест высотой около трех метров и открывался интересный вид на море, Ореанду, мыс Ай-Тодор и Ялту. Решаем не разыскивать растущие где-то вдали тысячелетние можжевельник и земляничник и спускаемся к своим, чтобы двигаться дальше.
|
Горы и город: где экстремальней кататься?
По пути мы останавливались еще несколько раз: для памятных снимков, просто умыться, попить воды или преодолеть пешком небольшие подъемы - "убивать" байк, налегая на цепь ради нескольких метров дистанции, не стоило. Дорога давалась легко и тяжело одновременно. Легко - потому что перепад высот здесь всего от 133 до 203 метров над уровнем моря, из-за чего тропу еще называют горизонтальной. А тяжело было из-за изнуряющего зноя и духоты, выжимающих все соки, поэтому лучше осваивать трек весной или осенью. Как бы то ни было, сам маршрут хорошо подходит для начинающих велосипедистов, не претендующих на сложные трассовые участки. Главное его преимущество, насколько автор этих строк смог убедиться лично, в его относительной безопасности. Если не гнать на большой скорости, дабы случайно не зацепить прохожих и не улететь в какую-нибудь балку, кататься без опаски за жизнь и здоровье тут можно вполне нормально. Опытные велосипедисты подтвердят, что более экстремальной может оказаться обычная езда по городу. Например, в Симферополе, где велоинфраструктура никак не развита: находясь в оживленном потоке машин приходится постоянно следить за тем, чтобы не попасть под колеса автомобиля. Не сильно спасает и езда по тротуарам, уж больно они узкие. Хотя в принципе финишную часть презентованного маршрута - 4 километра нам пришлось проехать по асфальтной дороге, ведущей к "Ласточкиному гнезду".
Подводные камни наземных вопросов
У "Ласточки" участникам велопробега показали новую охраняемую велопарковку: четыре металлические дуги, вмонтированные в бетон так, чтобы можно было "приковать" на трос сразу два колеса. Посыл правильный, ведь на современных горных вело скрутить, по крайней мере, переднее колесо и седло злоумышленники могут одним движением - крепления устроены по принципу защелкивания, без былых болтов и гаек. Решить эту дилемму хотят с помощью видеокамеры, которая будет фиксировать все, что происходит на территории. Правда, некоторые вопросы после вояжа у меня все равно остались. Во-первых, территория санатория "Жемчужина", по которой пролегает маршрут ко дворцу, - это режимный объект, и на первых порах пускать сюда будут лишь организованные группы велотуристов, воспользовавшихся услугами "Фрирайта". Дадут ли владельцы санатория зеленый свет на проезд обычным велосипедистам-одиночкам, сказать пока никто не берется. И, в конце концов, даже если добраться до "Ласточкиного гнезда", как потом добираться обратно в ту же Ялту? По задумке организаторов маршрута, людям предложат плыть по морю на приходящих к причалу теплоходах. Но захотят ли велолюбители, обычно не привыкшие разбрасываться деньгами, отдавать за это примерно 50 гривен - каждый волен будет решать сам.
Из первых уст
"В скором времени везде установим карты"
Анри КАНУНОВ, председатель общественной организации "Фрирайт":
- Власти и жители Большой Ялты заинтересованы в том, чтобы у нас увеличивался поток велотуристов и количество велотуров, организованных турфирмами и самостоятельно туристами. Презентованный маршрут согласован с городскими и поселковыми службами, утвержден решением исполкома Гаспры. В будущем всё экономическое и социальное развитие территории будет проходить с учетом потребностей людей, выбравших велосипед как средство транспорта или для отдыха: это касается и программ развития, и целевых программ, и градостроительных документов. В ближайшем будущем появятся карты с веломаршрутами, места размещения будут оборудованы для приема велосипедистов, планируется дальнейшая установка велосипедных стоянок и парковок.
Кстати
По мнению замминистра курортов и туризма Крыма Игоря Котляра, для развития велотуризма сегодня перспективны большинство регионов полуострова.
- Очень активно в этом плане проявляют себя многие города Крыма. Например, в Феодосии небольшие группы от 5 до 15 человек уже путешествуют с гидом по городу и окрестностям. Познавательный велотур нынче разрабатывает и Евпаторийский исполком: маршрут будет проходить по Старому городу и прибрежной части вблизи набережной. Своеобразным центром велотуризма становится Баштановка Бахчисарайского района, где туристам со всей Украины предприниматели предлагают разнообразные экскурсии к "пещерным городам", озерам и прочим интересным местам.