"Моряки на брошенных в Марокко судах были доведены до самоубийства"

На выходных в Одессу вернулись пять моряков, которые более полугода были заложниками на судне

Морякам, находившимся на «Викторе Лекареве», должны выплатить 120 тысяч долларов. Фото с сайта tsushima.su

Еще в сентябре четыре судна: "МЗ-10", земснаряд "Виктор Лекарев", шаланды "Тендровская" и "Хаджибеевская", на бортах которых находились преимущественно одесские моряки, отправились к берегам Марокко для проведения дноуглубительных работ. По прибытии выяснилось, что копать надо скальный грунт, а наши суда предназначены только для работы с глиной и песком. Компания "Черномортехфлот" и иностранная фирма "Quor Construction", с которой моряки подписывали трудовые договоры, по непонятной причине потеряли всякий интерес к судьбе экипажей. Заработную плату дали всего за один месяц. С доставкой на борт судов продовольствия и питьевой воды возникли перебои. Самим все купить морякам было невозможно – работа у берегов Марокко не предполагала выход экипажей на большую землю. А когда срок трудовых контрактов подошел к концу, моряки забили тревогу, так как увидели, что иностранный работодатель и рекомендовавшая его компания "Черномортехфлот" не собираются рассчитываться по долгам. К примеру, по судну "Виктор Лекарев" сумма задолженности достигла 120 тысяч долларов. Ну а когда неожиданно прозвучало предложение продлить контракт на месяц, чтобы перегнать суда из Марокко в Турцию, моряки поняли – пора спасаться.
– На наши звонки никто не отвечал, обещали перечислить зарплату, но выплатили только разово, – говорит капитан судна "Тендровская" Александр Скичко. – Мы как рабы сидели в заточении, держались на похлебхах, а порой вообще есть было нечего.
 
Капитан судна "Тендровская" Александр Скичко. Фото с сайта tsushima.su
"Были настроены на самоубийство"
Суда до января простояли близ марокканского побережья. Потом "Виктора Лекарева" направили в Турцию. В Африке остались шаланды "Тендровская" и "Хаджибеевская", а также буксир "МЗ-10". Те моряки, которые имели возможность, за свой счет, соблюдая все процедуры, покидали суда, стоявшие на рейде.
– Капитаны не нарушали должностные инструкции – они писали рапорты в консульства и фирму, что у экипажа нет воды, еды нужно списывать людей, но ответа не последовало, – говорит жена капитана судна "МЗ-10" Надежда Иванкова. – Супруг написал заявление, мол, прошу меня уволить, найти замену и выплатить деньги, но все осталось без ответа.
По словам помощника капитана теплохода "Виктор Лекарев" Александра Нестеренко, который вернулся в Одессу, члены экипажа, оставленные на произвол судьбы, были настроены на отчаянные действия, вплоть до самоубийства.
– Пятого января к нам обратились девять членов экипажа судна "Тендровская", а потом еще 23 моряка с судна "Виктор Лекарев", – рассказала в пресс-центре "Одесса-медиа" председатель правления общественной организации "Ассоль" Анна Муругова. – В основном просили об одном – помочь получить долги по заработной плате, которую они не видели с сентября прошлого года, и вернуться домой после окончания контракта.
 
Штрафы для Украины
Обращения общественников и родственников в компанию "Черномортехфлот" успехом не увенчались. Там объяснили, что суда "Виктор Лекарев" и "Тендровская" были переданы кипрской компании "QUOR Construction" и сам экипаж нанимала эта же фирма, следовательно, все претензии – к киприотам.
– Мы нашли в Турции адвоката, который помогал решать некоторые вопросы, – продолжает Муругова. – В Марокко искали юристов, но там союзников найти не удалось.
Все решилось, когда моряки взбунтовались. В частности, на судне "Виктор Лекарев" экипаж предъявил судовладельцу ультиматум, пригрозив, что, если немедленно не будет расчета, то землечерпалку они отдадут под арест турецким властям, а сами покинут борт. Угроза возымела действие, и 19 июля последние пять человек покинули корабельный плен. А суда остались брошенными: три находятся на рейде в акватории порта в Марокко, а земснаряд "Виктор Лекарев" – у берегов Турции.
– У всех судов – украинский флаг на борту, – говорит член наблюдательного совета организации "Ассоль" Светлана Фабрикант. – Если что-то произойдет с этими судами, а они находятся в акватории порта, то огромные штрафы будет платить не компания, а государство.
 
Кстати
Юрист в сфере морского права Виктория Кондакова говорит, что основным путем получения компенсации и своих зарплат для моряков может быть обращение в суд.
– Брошенные суда, которые можно было бы продать, являются залоговым имуществом, – отмечает юрист. – На счетах фирмы также денег нет, к тому же, по неофициальным данным, руководство "Черномортехфлот" решило объявить компанию банкротом. Поэтому через суд добиться компенсации будет довольно сложно.