Троллейбус, укомплектованный новеньким оборудованием, уже несколько дней курсирует по маршруту Основа - улица Университетская. Внешне новинка очень похожа на "коллегу" из метрополитена - такой себе металлический желтый ящик с табло и отверстиями, возле одного из которых можно прочесть "карточка", а возле второго - "жетон". Пассажиры с интересом поглядывают в сторону автоматов, установленных на поручнях напротив средней и задней двери.
- Они пока не работают, - бросает на ходу кондуктор и вздыхает: - Вот закончится эксперимент и, скорее всего, нас всех поувольняют…
Правда, в чем суть эксперимента, разобраться непросто.
- Мы еще и сами не понимаем, как эти автоматы будут работать, - признались в депо, обслуживающем маршрут.
Ответ в мэрии был еще лаконичнее: еще рано что-либо комментировать.
- Насколько я знаю, это обкатка оборудования для электронного учета пассажиров (т.н. валидаторов - Авт.), - по секрету рассказал "Комсомолке" осведомленный источник в "Горэлектротрансе". - Его установили всего в нескольких в троллейбусах. Это прообраз электронной системы, которая со временем позволит ввести единый проездной билет. Скоро в наземном транспорте появятся карточки, как в метро. К примеру, вы заходите в троллейбус, прикладываете карту к этому устройству, после чего с вашего счета снимется стоимость за одну поездку, а взамен выдается билет или квитанция, чтобы человек мог подтвердить оплату в том случае, если в транспорт зайдет контроль. Таким же образом будут действовать и карточки для пенсионеров и прочих льготников.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Валидатор наведет в общественном транспорте порядок
- Валидатор - это очень хорошее оборудование, которое позволит навести порядок в оплате за проезд, - считает Артем Сосипатров, старший преподаватель кафедры электрического транспорта академии городского хозяйства. - Весь мир пользуется этими устройствами. Независимо от того как вы оплачиваете проезд - карточкой или монеткой - валидатор выдаст вам билет со штрих-кодом. Билет - это страховой полис, особая форма договора между пассажиром и перевозчиком. Когда его нет, пассажир бесправен. Кроме того, благодаря валидаторам будут учтены все льготники. В итоге реальное количество льготников сможет увидеть не только контролер, но и даже чиновники из Кабмина, когда предприятие-перевозчик предъявит им общий счет.