"Катапульту" в парке "Победа" проверяющие тестируют раз в сезон

31-летний житель Первомайского Виктор Шорохов сломал позвоночник, вылетев с "Катапульты" в Крыму. Мы узнали, насколько безопасен харьковский аналог аттракциона.

Харьковская «Катапульта» днем выглядит безжизненно, но вечерами здесь немало желающих пощекотать нервы.

15 минут - и готово
 
Развлекательная программа в евпаторийском парке закончилась трагедией для 31-летнего Виктора Шорохова. Мужчина решил пощекотать нервы на аттракционе "Катапульта", но вместо необычных ощущений получил перелом ребер и позвоночника и множественные травмы головы и живота. Не выдержали стропы: как только любитель острых ощущений поднялся в воздух, они оборвались, и мужчина рухнул на землю.
Аналог крымского развлечения есть и в Харькове. Местная "Катапульта" - такая же, как в Евпатории - стоит в парке "Победа" на Салтовке. Она год назад перекочевала туда вместе с другими аттракционами из парка им. Горького. Видно сооружение издалека – металлические опоры возвышаются посреди центральной аллеи над качелями и каруселями. В разгар рабочего дня в парке пусто. Немногочисленные посетители с детьми заинтересованы каруселью с дракончиками. Катапульта стоит "голая", без натяжных резиновых тросов.
- Их только вечером цепляют, часов в 6, когда людей больше, – подсказывает девушка-смотрительница соседней карусели.
Оказалось, тогда же приходит и ответственный за "Катапульту". Весь процесс подготовки аттракциона к приему посетителей у него, по наблюдениям коллег, занимает минут 15. Сотрудница парка даже взялась вызванивать "катапультщика", но тот, непонятно чего испугавшись, попросил передать "Комсомолке" ответ:
- Вы знаете, сейчас аттракцион временно не работает.
Впрочем, по словам другой смотрительницы аттракционов, "Катапульта" запускается каждый вечер.
- Не скажу, что здесь много людей катается. В основном, стоят, смотрят, а попробовать боятся, – говорит сотрудница парка Лена.
 
Прыгунов взвешивают "на глаз"
 
Даже если желание испытать себя присутствует, реализовать его может не каждый из смельчаков. По правилам, на "Катапульту" не пускают детей до 14 лет, очень худых и очень полных. Вес "клиента" должен быть больше 50 и меньше 100 килограммов. 
Возможно, именно чрезмерный для аттракциона вес первомайского курортника стал причиной трагедии. Ведь Виктор Шорохов — бодибилдер и весит больше разрешенных 100 килограммов.
– Он у нас мужчина здоровый, накачанный, - оценивает Виктора сестра Оксана Попова. - Услышав какие-то скрипы, брат поинтересовался, выдержит ли его эта конструкция. Пристегивавшие его парни сказали, что она выдерживала людей и большего веса. А когда "запустили", внезапно один из натянутых тросов лопнул. Брата подбросило вверх и швырнуло в железную опору, после чего он рухнул на землю.
Несмотря на ограничения по весу, никаких весов возле аттракциона в Харькове нам обнаружить не удалось. Как говорят сотрудники парка, массу желающих прокатиться определяют "на глаз". Вероятно, в Евпатории смотрителя аттракциона подвел глазомер.
 
Дело в резине
 
Прежде, чем "переселиться" в парк "Победа" харьковская "Катапульта" около пяти лет работала в парке им. Горького. Специалисты, обслуживавшие аттракцион, говорят, что при должном уходе он безопасен. Особенно тщательно необходимо следить за резинками, которые, собственно, и держат прыгуна в воздухе.
- Надо вовремя менять подвесную систему, снимать резинки на ночь, чтобы они не пересыхали, – рассказал Анатолий Кабанник, бывший заваттракционами парка им. Горького, ныне ведающий качелями-каруселями в парке "Зеленый гай".
Главное в резине – новизна и качество. Обычно подвесные системы меняют два раза за сезон. Самыми лучшими считаются белорусские и итальянские, но важно, чтобы они были сертифицированы. По словам специалиста, повреждения на тросах сразу заметны невооруженным глазом. Для того, чтобы оценить степень изношенности резины, сотрудники парка должны ежедневно перед началом работы аттракциона просмотреть каждый сантиметр подвесной системы. Успевают ли они сделать это за 15 минут, которые, по наблюдениям коллег, занимают приготовления к запуску "Катапульты", остается только гадать.
Еще одно слабое место "катапульты" – веревки, которые натягивают резиновый трос. Анатолий Кабанник предполагает, что в Евпатории они могли развязаться во время катания.
 
Комментарий специалиста
 
"Если требования к обслуживанию соблюдают, опасности нет"
 
Все развлекательные парки в Харькове прошли проверку в начале сезона, перед открытием – сообщили "Комсомолке" в областном Госгорпромнадзоре. 
- Если соблюдены все требования к технической стороне и обслуживанию, ничего опасного в "катапульте" нет, – говорит инспектор Госгорпромнадзора Валентин Касьян.
По его словам, аттракционы проходят техническое освидетельствование раз в 12 месяцев – таков закон. Сотрудники надзора могут устроить проверку и в разгар сезона – например, перед Днем города – но под нее подпадают только механизированные аттракционы, к которым "Катапульта" не относится.
 
А в это время
 
Виктор Шорохов из Первомайского находится в реанимации Евпаториской горбольнице №1. Он подключен к аппарату искусственного дыхания. Его стояния врачи оценивают как стабильно тяжелое. Предстоит множество операций, так что лечение может затянуться на месяцы. Тем временем прокуратура решает вопрос о возбуждении уголовного дела, а милиция изъяла и направила тросы "Катапульты" на экспертизу.
 
 
Фото Елены ПАВЛЕНКО и со страницы Виктора ШОРОХОВА "Вконтакте".