…Вчера в 3 часа дня на станции "Выставочный центр" эскалаторы остановились. Редкие пассажиры привычно подумали - "опять поломка" - и собрались идти пешком. Но стоило занести ногу над лестницей, как она неожиданно пришла в движение. Специальный аппарат запускает ленту эскалатора, как только человек заносит ногу над первой ступенькой. Причем трогаются подъемники плавно - никто упасть не должен. Кстати, за полчаса наших наблюдений никто и не упал - все только удивлялись.
- Хорошо придумали. Пусть метро экономит, а то вечно жалуются, что денег им не хватает, и поднимают цены на проезд, - оценивает новшество пенсионерка Тамара Петровна, первый раз проехав на эскалаторе со ждущим режимом.
- Могли бы табличку поставить, чтобы люди знали и не пугались, особенно дети, а то повесили два объявления где-то на выходе, и все, - возмущается киевлянин Виктор Петров.
Пока что такие "умные" эскалаторы работают в экспериментальном режиме. Подобное испытание в Москве проводили два года назад. И сейчас в метрополитене наших северных соседей на двадцати двух станциях эскалаторы переоборудованы под автоматический привод. Кстати, киевский метрополитен начал испытывать новшество одновременно с метрополитеном столицы Чехии - Праги.
Создавали автоматическую систему на эскалатор на Крюковском вагоностроительном заводе, а разрабатывали ее в Харькове на предприятии Skad.
- На станции установлен привод, который позволяет экономить до 30% электроэнергии, - рассказывает директор и главный конструктор компании Владимир Степанов. - Ждущий режим дает возможность в сутки из
16 рабочих часов простаивать эскалатору шесть. А это увеличивает его сроки эксплуатации.
Если эксперимент признают успешным, то, вероятно, такую систему установят на других станциях подземки. Переоборудовать один старый эскалатор стоит 300 тыс. грн. А все 50 станций подземки - около 1,5 млн грн.