Виктория Бессонова: "Владимир радуется, что Аня выбралась из подвала!"

"Комсомолка" пообщалась с женой известного футбольного тренера и по совместительству - мамой знаменитой гимнастки.

Виктория Анатольевна считает, что дети - главный успех их спортивной семьи.

Совсем недавно в семье Бессоновых отпраздновали замечательную дату - 30 лет совместной жизни Владимира Васильевича и его жены Виктории Анатольевны. Их часто называют эталоном спортивного семейства, который действительно нечасто встретишь: муж - прославленный футболист и тренер, жена - чемпионка мира по художественной гимнастике в групповых упражнениях и тренер в школе Дерюгиных. Сын Саша - теннисист и одновременно менеджер своей сестры Ани, которая по популярности и всенародной любви уже давно переросла своих звездных родителей (им на радость, надо сказать).

О том, легко ли столько сильных характеров уживается под одной крышей и когда же в звездной семье появятся внуки, "Комсомолка" общалась с настоящей музой Бессоновых - Викторией.

"ПОСЛЕ УХОДА ИЗ "ДНЕПРА" МУЖ ЗАНЯЛСЯ РЕМОНТОМ"

- Виктория, как ощущаете, 30 лет семейной жизни - много или мало?

- Знаете, в этом году у моих родителей тоже был юбилей - 50 лет совместной жизни. И мы задали им этот же вопрос, на что мой папа ответил: "Все пролетело, как один день". Наверное, и я что-то подобное чувствую. Хотя случалось много всего за это время, как в любой другой семье: трудности, переезды, но были и счастливые дни. Просто нужно уметь радоваться и доверять друг другу. Ну и, конечно, без любви не получилось бы ничего (улыбается).

- Историю вашего знакомства с будущим мужем можете вспомнить?

- Познакомились мы в Новогорске, раньше там на тренировочной базе сборные команды СССР сидели практически круглогодично. Изначально там был только один двухэтажный корпус, и мы с гимнастической командой как ни приедем на сборы, а там тренируются либо футболисты, либо хоккеисты, либо шахматисты.

У нас выхода не было просто - встречались в столовой, говорили друг другу: "Здравствуйте". Парни очень любили приходить в зал смотреть на наши занятия. 

Ну а более тесно познакомились на свадьбе Олега Блохина и Ирины Дерюгиной.

- Как отпраздновали свой юбилей?

- Собрались только самые близкие - дети и родители.

- Как у Владимира Васильевича сейчас дела? Он тяжело переживал уход из "Днепра"?

- Очень переживал. Но потом мы очень тесно занялись грандиозным ремонтом в квартире и только полтора месяца назад его закончили. Мы были в командировке с Аней, а Владимир занимался всем вплотную, за все отвечал. Несмотря на то что у нас был хороший дизайнер, это все же отнимает много времени - ездить смотреть, выбирать все необходимое. В результате Володя быстро отошел и не так скучал.

- Вы бы хотели, чтобы муж продолжал тренерскую карьеру?

- Конечно, я считаю, что он очень талантливый тренер. И до конца еще себя не реализовал. Хотелось бы, чтобы руководство клубов больше доверяло нашим, отечественным тренерам, точно так же и нашим игрокам, которые просиживают в запасе. У нас огромное количество профессионалов, которых можно призвать к работе, чтобы они возрождали футбол. Мой муж играл в команде с характером победителей, это бесследно не проходит, их так воспитывали, других результатов, кроме победы, они не признают.

"НИКТО НИКОГДА НЕ ЗНАЛ, ЧТО У ДОЧКИ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ТРАВМЫ"

- Давно хотела с вами познакомиться, чтобы понять, на кого все-таки больше похожа Аня - на маму или на папу…

- Мне кажется, что все-таки больше на Владимира. Во-первых, она унаследовала от отца огромное терпение, без которого в любом виде спорта просто никак. А еще ей передалась самоотдача и смелость. Когда Володя играл - терпел сильнейшие травмы и боли. Точно так же Аня - никто никогда не знал, что у нее есть травмы и очень серьезные. Терпеть для достижения цели - это точно отцовское.

И еще дочь унаследовала немножко дипломатии - потому что я более вспыльчива, а Аня спокойная, как папа.

- Как же вы уживаетесь вместе с такими разными характерами?

- Может быть, дело в том, что мы постоянно в разъездах и успеваем соскучиться. 

- Вы так сильно заняты тренерской работой?

- Да, это неблагодарная работа вообще. В художественной гимнастике это еще больше ощущается, чем в футболе. Там хоть тренировки не такие длительные. А мы сегодня с утра начали, в обед сделали небольшой перерыв, а затем снова в зале до 8 вечера - и так каждый день.

- С девочками какого возраста вы занимаетесь?

- У меня есть и малышки, и шестилетние, и 15-летние. С детками очень интересно. Хотя сейчас поколение такое, что не очень любит трудиться. Вседозволенность везде, а тут еще и родители требуют результата немедленно, чтобы все и сразу. 

- Как любите отдыхать?

- Я страшно люблю, и Владимир меня в этом поддерживает, ездить в Трускавец. Как я говорю там в санатории: "Я пошла чухаться" (смеется). И меня "чухают" с утра до вечера: один массаж, второй, еще какие-то процедуры, и  это круглосуточно. 

Последние годы, когда Аня еще выступала, мы старались поехать туда хотя бы на четыре дня. Там очень хороший врач. Мы как-то приехали с чемпионата Европы - доктор увидел, что Аня так устала, просто зеленого цвета. А там тишина, ни с кем разговаривать не надо, только спать, читать книги и "чухаться". Походили на процедуры - вернулись в Киев как огурчики.

Заграничный отдых не очень люблю, мы так часто в командировках, что не хочется уезжать далеко от дома. Хорошо, когда нет языкового барьера и привычная кухня. 

- Кто у вас дома готовит?

- Я и Володя. Муж умеет готовить абсолютно все. Он часто жил один, в той же Туркмении, мы встречались раз в три месяца. Длительные визы нам не давали - только короткие, которые стоят 500 долларов, в общем, сильно не налетаешься.

Да и когда дети были маленькие, муж спокойно мог сам что-то приготовить.

- Какое у вас в семье фирменное блюдо?

- Летом - это окрошка.

"ВНУКИ? СКОРО БУДУТ!"

- Известно, что на первых порах вы отговаривали Аню от занятий гимнастикой. Почему так не хотели, чтобы она пошла по вашему пути?

- Я хотела, чтобы она стала балериной. Жизнь в балете более продолжительна и разнообразна - люди летают по всему миру, во всех театрах выступают. Гимнастика все-таки более монотонна: всю жизнь в одной клетке.

Как папа наш сказал, когда Аня закончила карьеру: "Наконец-то наша Аня выбралась из подвала". У нас ведь зала нет - сборная в подвальном помещении тренируется. Куда ни приедем на соревнования - всегда светло завидуем, самим за себя неудобно.

- С Аней и Сашей у вас часто размолвки и недопонимания бывают?

- Если честно, я не помню, чтобы у моих детей был переходный возраст. Возможно, он еще придет? (Улыбается.) Просто они настолько были заняты всегда! 

Разбирали после ремонта коробки в доме, и я нашла альбом весь в дочкиных рисунках: медали, пьедесталы. И подпись под всем этим: "Награждается Аня Бессонова, за золотую медаль на чемпионате мира". Ей тогда 8 лет было. Когда у ребенка есть цель - ему некогда капризничать.

Сын тоже жил один в Барселоне, учился в теннисной академии. И когда я приезжала к нему, вырывалась раз в три месяца, мы все время ходили в обнимку. Перед тем, как уезжать, он всегда говорил мне: "Мама, почитай мне, я хочу запомнить твой голос". Ему было тогда 17 лет, он так скучал. В этом году Саше исполнится 30.

Несмотря на отсутствие телевизионного опыта, Анна смотрелась в телевизионной студии очень гармонично. 

- Мечтаете о внуках?

- Да, очень, я уже созрела (улыбается). Думаю, что в скором времени все будет. Жду с нетерпением внуков и от Саши, и от Ани.

- А какого мужа вы бы хотели для Ани?

- Самое главное, чтобы он ее любил и уважал то, чем она будет заниматься. Мне кажется, Анна сидеть без дела не будет. Я вышла из декрета, когда дочке было полтора года, и с тех пор работать не прекращала.

- Можно сказать, что Аня уже начала тренерскую карьеру?

- Она занимается этим осмысленно, но я лично не очень хочу, чтобы она стала тренером. Это так засасывает. Постоянно говоришь: "Вот у меня девочка появилась такая классная. Когда она закончит - тогда уйду". А затем появляется другая талантливая девочка. И это продолжается бес-ко-неч-но!

Учиться и работать рядом с Альбиной Николаевной и Ириной Ивановной Дерюгиными - это огромная привилегия. Но я бы хотела, чтобы Аня попробовала еще что-то. К этому она может вернуться всегда.

- Так какое будущее вы бы хотели для дочки?

- Может быть, телевидение. Тем более что у нее уже есть опыт работы ведущей - во время Евро-2012. Перед тем как вопрос об этом решился окончательно, Аня сомневалась: "А вдруг я не буду все успевать? А вдруг возникнут сложности? Это ведь целый месяц, а вдруг какие-то обстоятельства?".

 А я ей говорю: "Это я могла бы сомневаться, а ты из телевизора не вылезаешь!" В конечном итоге пришли к тому, что это нужно попробовать. Ей самой хотелось, но она сомневалась. Папа, естественно, поддержал. 

Владимир Бессонов и маленькая Аня на трибуне во время футбольного матча. Папе - интересно, дочке скучно. 

"ДЕРЮГИНЫ ВОСПИТАЮТ НОВЫХ ЧЕМПИОНОК"

- Помогаете сейчас Дерюгиным в подготовке к Олимпиаде? На медали в Лондоне мы можем надеяться?

- Надеяться всегда нужно.  Смена поколений всегда тяжело происходит, потому что когда уходят лидеры - детям не за кем тянуться. А кроме того, для молодежи сейчас особо и идеалов каких-то не найдешь. Но такие тренеры, как Альбина Николаевна и Ирина Ивановна, обязательно воспитают следующих чемпионов. Должно пройти время.  А я помогу - с подрастающим поколением. Моя задача в первую очередь приучить работать.

- Часто приходится слышать о недооцененности украинских гимнасток. Мол, они не хуже россиянок, во многом лучше, но вот так складывается. Как пример всегда вспоминают бронзовые олимпийские награды Анны Бессоновой…

- Конечно, очень обидно. Не было отдано то, что положено, то, что человек заработал. Были и моменты истерик: "Почему?!", приходилось объяснять. А что поделаешь, вся жизнь - борьба.

- Как вы настраиваете на это своих воспитанниц? По-моему, объяснить это ребенку - очень тяжело.

- Знаете, мы каждый день контролируем свой вес, это необходимость - до тренировки и после тренировки. Иногда прихожу после выходного и вижу - объелась девочка. Ну что делать - кричать на нее? Так она сама знает, что поправилась, бестолковая. И я говорю: "Ты понимаешь, что женщина худеет всю жизнь, она всю жизнь на диете? Ты думаешь, закончишь выступать - и все прекратится? Нет! Так будет и через год, и через два. Родишь ребенка - не будешь есть, начнешь стареть - тоже не будешь есть, захочешь хорошо выглядеть!"

Вся жизнь - борьба: то с весом, то с обстоятельствами. Молодежь сейчас вон с целлюлитом борется (улыбается). Мы раньше не знали, что это такое.

Анна, Александр и Виктория - нефутбольная часть семьи Бессоновых.

"ЗРИТЕЛЕЙ НЕ ОБМАНЕШЬ - ИХ ЦЕЛЫЙ ЗАЛ, А СУДЕЙ ВСЕГО ПАРУ ЧЕЛОВЕК"

- Часто говорят, что на детях талантливых родителей природа отдыхает. В вашей семье с этим утверждением точно не согласны?

- Самое главное, чтобы ребенок верил в себя. А роль родителей - определить, к чему дите тянется. Вот мы с Сашей, наверное, ошиблись. Ведь сначала он пошел в футбол - года полтора-два поиграл, пока травму получил. А потом перешел в теннис, но было уже немножко поздновато, мы упустили время, это ощущалось, конечно. 

Наши дети всегда были заняты - Аня занималась с 3,5 лет, Сашу в 5 отдали в спорт. 

- Чем сын сейчас занимается?

- Он женился, перешел на тренерскую работу. Они с женой открыли картинную галерею, все идет своим чередом. А кроме того Саша - менеджер Ани.

- Наверное, бессмысленно спрашивать, кто у вас любимая гимнастка?

- Ну конечно. Мне очень приятно, что к Ане так тепло относятся, я считаю, что она заслужила - своим трудом, своим отношением к зрителям. Мы очень благодарны болельщикам за эту поддержку. Может быть, если бы не они, Аня бы давно перестала бороться. А так ведь судей всего пару человек, а зрителей - целый зал. Она чувствовала превосходство в этой ситуации.

- Аня всегда отличалась не только спортивными качествами, но и очень правильными человеческими. От кого это воспитание?

- Это от природы. Как Володя говорит, мы детей не воспитывали никогда, просто всегда старались детям помочь во всех делах, которыми они пытались заниматься.