Водителей маршруток отправят в автошколу

Мэрия отреагировала на череду ДТП с автобусами и решила провести для рулевых переподготовку. "Комсомолка" разбиралась, даст ли это ожидаемый эффект.

"Первая группа приступит к занятиям в ближайшее время"
 
Не прошло и суток после смертельной аварии в Рогани, как в горисполкоме определились: нужно сделать пассажирские перевозки в городе более безопасными.
- Необходимо возобновить практику переподготовки водителей, - заявил директор департамента транспорта и связи Сергей Дульфан. - Мы разработали программу обучения, и в ближайшее время первая группа водителей приступит к занятиям.
Правда, чиновник уточнил, что речь идет о программах, связанных с низкопольным транспортом большой вместимости. Это, мягко говоря, странно, если учесть, что все последние громкие аварии произошли с машинами поменьше.
По словам Дульфана, водителей ждет и теория, и практика, в том числе вождение по улицам города с правильной посадкой-высадкой пассажиров на остановках. Обучение будет проходить и с отрывом от основной работы, и совместно с ней. Длительность курса – от двух недель до двух-трех месяцев. Направлять водителей на переподготовку будет фирма-перевозчик.
 
Недавно людям, крутящим баранки автобусов, выдали форму, а теперь хотят усадить за парты. Фото автора.
На курсы отправлять некого?
 
К идее с переподготовкой владельцы маршрутов относятся с пониманием, но сомневаются, что это решит проблему.
- Хорошо, что городская власть обратила внимание на этот вопрос, и я это поддерживаю, - говорит директор автотранспортного предприятия Николай Шевченко. - Тем более что, согласно лицензионным условиям, предприятие обязано обучать водителей. Скажем, мы пересадили людей с автобусов средней вместимости на большие. Но есть проблема. Не хватает 15 - 20 % водителей, а их средний возраст — под 50. Если я еще буду отвлекать водителей на переподготовку, кто будет работать?
 
Увольнений не боятся
 
Подобная проблема - практически у каждого автоперевозчика. Один из них признался, что водители, хоть и чувствуют ответственность за жизни десятков пассажиров за спиной, но в то же время понимают, что их вряд ли уволят за проколы, если больше некому крутить баранку.
- Поинтересуйтесь, сколько водителей подготовили за прошлый год. Максимум десять, и это - на весь Харьков! - возмущаются владельцы маршруток. - Непонятно, как некоторые получают категорию, не имея стажа. Мы что, должны их учить за свой счет? И кто именно будет учить?
Зато все опрошенные нами участники процесса единодушны в одном: в аварию может попасть каждый, даже если он суперводитель.
- Переподготовка — это как стрельба из пушки по воробьям, - резюмирует один из перевозчиков, попросив не указывать его имя. - Все равно что закрыть больницу из-за смерти на операционном столе. Не во всех ДТП виноваты водители автобусов.
 
Мнение автоинструктора
 
"Работа водителя - дикая"
 
Одной из причин аварийности с участием маршруток являются сложные условия работы водителей, говорят в автошколах.
- Нормальные люди в таких драконовских условиях работать не будут, - считает автоинструктор Василий Жук. - По 12 - 16 часов за рулем — это дикость для перевозки пассажиров. У человека уже мозги кипят, куда ему работать? И билеты продавай, и пассажирам огрызайся... Еще и в такую жару, без кондиционеров. Действительно тяжело.
 
Кстати
 
Опасных рулевых пометят флажком
 
Некоторые автоперевозчики пытаются повлиять на поведение своих водителей и другими способами, помимо переподготовки. Так, руководство предприятия, которое обслуживает Алексеевку, решило наказывать нарушителей в своих рядах и материально, и морально.
- Каждый месяц мы будем вычислять самого недобросовестного водителя и вешать на лобовое стекло его автобуса флажок с надписью: "Водитель-нарушитель", - поделился планами директор АТП Николай Шевченко. - Кроме того, будем воздействовать на кошелек каждого из них. У кого больше всего замечаний — будем забирать из зарплаты, а у кого меньше всего — будем давать премию.