Почему рынок труда не заметил Евро

Прогнозы о том, как Евро-2012 всколыхнет украинский рынок труда, зазвучали еще в далеком 2008-м.

Строители оказались основными распорядителями средств, выделенных на чемпионат.

Основных индустрий, которые должны были обслуживать чемпионат и испытывать нужду в создании новых рабочих мест, выделялось пять: строительство, транспорт, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, розничная торговля.

Какие ожидания ЧЕ оправдал, а какие не очень? Как повлиял Евро-2012 на безработицу в Украине? Ответы на эти и другие вопросы "Комсомолка" искала вместе с ведущим экспертом рынка труда, управляющим партнером рекрутинговой компании SM Consulting Сергеем МАРЧЕНКО.

Строительство

По словам эксперта, основными распорядителями средств, выделенных на Евро-2012, прогнозируемо оказались строители. 

- На дороги, стадионы, аэропорты и прочие объекты инфраструктуры было выделено не менее 80 процентов от общего числа расходов на чемпионат, - говорит Марченко. - При этом, рапортуя об успехе проведенного Евро, чиновники скупо называют конкретные цифры, которые бы эти успехи подтверждали.

Тем не менее, продолжает эксперт, в одном из интервью Борис Колесников упомянул о 40 тысячах строителей и инженеров, которые работали над объектами инфраструктуры в Украине. Несмотря на то что цифра довольно внушительная, она меркнет, если учесть три фактора. 

❶ Украинский рынок труда - это 20,3 миллиона человек трудоспособного возраста и 40 тыс. - это менее 0,2% трудоспособного населения.

❷ Неизвестно, сколько из общего количества занятых на объектах Евро-2012 трудились на новых рабочих местах. Учитывая ответственность и инженерную сложность таких масштабных объектов, как стадионы и аэропорты, вероятнее всего, подавляющее большинство из них - квалифицированные штатные работники с многолетним опытом работы.

❸ Неизвестно, сколько из этого числа украинских граждан. Не секрет, что многое строили иностранцы. 

Транспорт

Транспорт - второй по значимости распорядитель бюджетных средств на Евро-2012 после строителей - теоретически остался "в плюсах". Были приведены в порядок вокзалы и терминалы, закуплены скоростные поезда, обновлен парк общественного транспорта и т. д. Но так ли уж много было создано рабочих мест?

- Навскидку можно предположить, что это пара десятков машинистов тех же Hyundai да несколько сот таксистов, получивших работу на новых машинах в "государственном" такси, безальтернативно оккупировавшем аэропорт "Борисполь", - предполагает Марченко. - Кстати, в период чемпионата я несколько раз пользовался такси возле стадиона и спрашивал у таксистов о прибылях от Евро. Возможно, они, подобно Корейко, скрывают свои огромные барыши и нагло врут, но все как один жаловались, что неприхотливые иностранцы ходят пешком, а шведы - так те вообще нехорошие люди, уехали с Труханова острова в Борисполь на общественном транспорте! 

Туризм

Огромные ожидания связывались с туристической отраслью. Прогнозировалось, что очень востребованными окажутся в первую очередь профессиональные гиды и переводчики. Причем как со стороны туристических компаний, так и отдельных групп иностранцев, ищущих "провожатых" на период своего пребывания в Украине.

Увы и ах: отечественная сфера туризма качеством гостей осталась неудовлетворена.

- Практика показала, что ошалевшие от дешевого пива иностранцы категорически не желают осматривать церкви, вдыхать вековую пыль музеев или ехать в Крым и Карпаты, - констатирует эксперт. - Более того, мой клиент, директор известной туристической компании, и вовсе заявил о том, что несет убытки! Оказалось, что многие украинские корпоративные клиенты, напуганные грядущим ажиотажем с гостиницами и турбазами перед чемпионатом, от греха подальше перенесли свои корпоративы и тренинги. Кто-то - на более поздний срок, а кто-то - за границу. 

Гостиницы и рестораны

Сфера ХоРеКа (гостиницы, рестораны, кафе) также не продемонстрировали заметного давления на рынок труда Украины, продолжает эксперт. Оказалось, что даже если в стране проходит такое грандиозное событие, как Евро, строить оте­ли и рестораны исключительно для нужд гостей все же не стоит.

- Все, что строилось в данный период в этой сфере, рассчитывалось исключительно на внутренние потребности, - говорит Марченко. - Показательно, что к чемпионату не достроили даже почти готовую гостиницу в столице, на бульваре Шевченко, которая могла бы быть весьма востребованна. Не буду спорить, что в целом в новых аэропортах, в скоростных поездах, на стадионах добавилось несколько сотен буфетчиц. Но благодаря ли Евро? Неужели, если бы не Евро, в Борисполе не кормили бы пассажиров, а стадионы стояли бы пустыми, без персонала? 

Некоторое оживление на рынке труда в четырех украинских городах - хозяевах Евро - произошло исключительно за счет временных рабочих мест, резюмирует эксперт. Претендовали на них в основном студенты, так как взрослые люди стараются временной работы избегать.

Торговля

"Комсомолка" уже писала о том, что после чемпионата отечественным торговцам впору подсчитывать не прибыли, а убытки. Значительная часть горожан "эвакуировалась" из "городов Евро", а приезжих болельщиков, как оказалось, мало что интересует, кроме дешевого пива и копеечных сувениров.

- Согласно данным, озвученным столичными чиновниками, на разрешениях на оптовую и розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями Киев заработал в 1,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - продолжает Марченко. - Учитывая текущий естественный рост ВВП, прирост розницы в самом посещаемом болельщиками городе турнира составил жалкие несколько процентов! Что касается новых рабочих мест, созданных в рознице специально для обслуживания гостей, то они уже прекратили свое существование и, таким образом, устойчивого влияния на рынок труда городов-хозяев не оказали. 

P.S. По словам эксперта, уже сейчас в социальных сетях и блогах можно прочитать истории подрабатывавших студентов о драконовских правилах работы в стадионных фастфудах и космических штрафах за малейшее нарушение. Соблазн работодателей не выплатить зарплату людям, которых они больше никогда не увидят, весьма велик. Пока все относительно спокойно, но эксперт не исключает, что уже через пару недель возникнет ряд скандалов, связанных с невыплатой зарплат временному персоналу и строителям, когда люди окончательно удостоверятся в том, что платить им не собираются.

Фото Антона ЛУЩИКА. 

КСТАТИ

По данным Международного кадрового портала hh.ua, на рынке труда Украины  наблюдается традиционный, но от этого не менее существенный дисбаланс. Лидером рынка является столица, где предлагают больше половины всех вакансий (58%). Остальные регионы следуют с большим отрывом. Пятерка самых активных регионов - Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Львов. 

В восточных промышленных регионах работу предлагают значительно чаще, нежели в западных. Так, например, вакансии в восточной части страны составляют 30% всех вакансий, тогда как в западной - 6%.

А В ЭТО ВРЕМЯ 

Европейцы сидят без работы

В Украине иностранные болельщики ходили пешком и пили дешевое пиво.

Безработица в еврозоне достигла максимума, повысившись до 11,1% в мае нынешнего года. Это рекордно высокий показатель с начала отслеживания этих данных в 1995 году.

По данным Статистического управления ЕС, в мае количество безработных в 17 государствах еврозоны повысилось на 88 тыс. по сравнению с апрельским показателем и составило 17,56 млн. Самая высокая безработица в последний весенний месяц была зафиксирована в Испании - 24,6%. Для сравнения: в США майский уровень безработицы составил 8,1%, что стало трехгодичным минимумом для страны, а в Японии - 4,5%.