Семья вундеркиндов: в школу в четыре года, в институт - в 14!

В харьковской семье учителя музыки и преподавательницы теоретической физики все трое детей идут по жизни семимильными шагами. В чем секрет воспитания, не знают даже сами родители.

Алина (на фото с дочкой) уже получила две специальности. А 16-летний Юлиан учится на хирурга. Фото автора.

В ПЯТЬ ЛЕТ САМА ДЕЛАЛА УКОЛЫ БАБУШКЕ

Старшая дочь в семье Швец - Алина - уже в полтора года знала 22 буквы русского алфавита. В школу пошла в четыре годика, потому что в садике скучно было. 

- Помню, Алина еще ходила плохо, но уже не расставалась с букварем и математикой, - вспоминает мама Елена Швец. - Когда я повела ее в школу в середине года и она успешно сдала экзамены, мне говорили, что я лишаю ребенка детства. Но что делать, если девочке хочется познавать новое? 

В 15 лет Алина успешно окончила школу. Кстати, в ускоренном варианте удалась не  только общеобразовательная, но и музыкальная - семилетний курс обучения на  фортепиано девочка прошла за 2,5 года.

Поступать в вуз абитуриентка Швец шла без паспорта - только с аттестатом и свидетельством о рождении. Благо в приемной комиссии университета им. Каразина были наслышаны о юном даровании. В качестве специальности был выбран факультет фундаментальной медицины.

- В семье врачей не было, - рассказывает сама Алина. - Но мне нравилась эта профессия. В пять лет, когда доктор назначил бабушке уколы, я посмотрела, как это делается, потом уверенно взяла в руки шприц и проколола весь курс витаминотерапии.

Сейчас Алине Швец 25, она имеет две врачебные специальности - кардиолог и медрадиолог, осваивает третью - терапию и подумывает поступить в аспирантуру. 

В ШКОЛЕ НАЗЫВАЛИ ЭЙНШТЕЙНОМ

Когда в семье Швец родился сын Юлиан, все пошло как по накатанной - первый школьный звонок в четырехлетнем возрасте.

- Дисциплина у него хромала, - вспоминает мама, - сын любил побродить по классу во время занятий, но учительница особо не ругала.

Швецы демонстрируют школьные фотографии Юлиана, бросается в глаза разница между ним и одноклассниками, особенно в средней школе - вытянувшиеся подростки и малыш с наивным взглядом. 

- В школе меня называли Эйнштейн, - застенчиво отмечает Юлиан. - Бывало, решал по несколько вариантов заданий, давал списывать.

В 14 лет, вооруженный аттестатом и золотой медалью, Юлиан Швец ворвался во  взрослую жизнь - тоже поступил на медицинский факультет. Будущему хирургу сейчас 16, преподаватели уже ему советуют выбирать тему кандидатской диссертации и готовить материал.

Сегодня Юлиан мечтает получить музыкальное образование и пытается найти работу.

- Не хочется сидеть у родителей на шее, - говорит Швец-младший. - Хотел устроиться медбратом на станцию скорой помощи - не взяли: не дорос еще, приходи в 18 лет.

Елена Швец уверяет, что у нее нет рецепта воспитания вундеркиндов. Делала все, что положено хорошим родителям: читала детям сказки, общалась, показывала кубики с буквами. Сейчас, когда дети подросли, Елене Ивановне не терпится отвести в школу внучку. Трехлетняя Эвелина - дочь Алины Швец почти что сидит на школьных "чемоданах" - девочка умеет считать, знает буквы и учится складывать их в слова. 

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Вундеркиндом может стать любой

Детский психолог Марина ЮШКО считает, что вундеркиндами не рождаются, их вполне можно воспитать.

- Если в развитии ребенка нет врожденных патологий, его можно научить всему.  Учитывая, что родители - педагоги, можно предположить, что они уделяли детям  много внимания и вкладывали в них знания, а ребята впитывали как губка. Сейчас  рождаются очень умные дети, а поскольку человеческий мозг - своего рода  компьютер, главное - правильно ввести программу. При этом важно соблюсти меру - не только технически загружать, а в большей степени развивать эмоциональный мир:  водить в кукольный театр, в аквапарк на водные горки. Дети запоминают эмоции, а во взрослой жизни в состоянии стресса люди черпают положительные эмоции именно из приятных детских воспоминаний.