5 шагов Налоговой навстречу бизнесу

На вопросы читателей "Комсомольской правды" в Украине" ответил глава Налоговой службы Украины Александр КЛИМЕНКО.

1. ПЕРЕЙТИ ОТ ФИСКАЛЬНОЙ К СЕРВИСНОЙ СЛУЖБЕ

- Слышал, что Налоговая открывает центры по обслуживанию налогоплательщиков. Скажите, в Киеве такие центры есть? И если есть, то где они находятся и какие услуги там можно получить?

- Сейчас перед нами  стоит задача перестроить работу ведомства - от фискальной к сервисной службе. Для того чтобы стать ближе к вам, плательщикам, мы и решили открывать сервисные центры. Перед инспекторами, которые работают в таких центрах, была поставлена задача - максимально качественно обслужить плательщиков. Там вам могут выдать необходимую справку, дать консультацию, выдать бесплатно электронный ключ, помочь с заполнением отчетности, ответить на все необходимые вопросы, которые могут возникнуть у плательщика.

В Киеве в Святошинском районе открылся такой центр. И тут мы пошли еще дальше: в нем уже есть игровые комнаты, в которых родители, которые хотят сдать отчетность, имеют возможность оставить ребенка. В ближайшее время подобные сервисные центры будут в каждом районе Киева. В целом  по Украине открыто более 300 центров. До конца года их будет 476. 

- А как переход к сервисной службе может сочетаться с расследованием уголовных дел, раскрытием преступлений, досудебным следствием и всеми теми карательными функциями, которые по закону должна осуществлять Налоговая служба?

- Я со всей ответственностью заявляю, что нет сегодня какой-либо карательной функции в действиях Налоговой. Если мы посмотрим статистику, то людей, которые попадают под уголовное преследование, становится меньше. При этом благодаря изменениям в законодательстве и декриминализации мы видим динамику увеличения поступления в государственный бюджет. 

Если мы говорим о карательных методах, например о задержании, то у нас под стражей на сегодня находятся всего 3 человека. Для нас задержание - это исключительная мера, когда мы видим опасность для бюджета. Фактически мы применяем ее только к организованным преступным группам.

На первое место  мы ставим добросовестную уплату налогов и  добровольный отказ от схем минимизации. Если мы видим, что кто-то ошибся, но исправляется, то говорить о каком-то криминальном преследовании не приходится. 

2. ПОБОРОТЬ КОРРУПЦИЮ

- Сейчас президент много говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Что в этом направлении делает Налоговая?

- Коррупции внутри Налоговой мы объявили жесткий и системный бой. К сожалению, это явление носит общенациональный характер и вызывает у нас тревогу.

Для борьбы с неправомерными действиями сотрудников Налоговой  мы внедрили карту коррупционных рисков. Фактически мы разбили все  процессы, которые происходят в Налоговой службе, на части и отслеживаем наиболее подверженных коррупционному влиянию. Мы усилили в этих направлениях проверки нашей службой внутренней безопасности, усилили профилактику там, где могут быть злоупотребления. 

Во-вторых,  мы отделили процесс приема отчетности от его проверки. 

Кроме того, с января мы ввели новый сервис "пульс Налоговой" - это телефон горячей линии, куда налогоплательщики могут жаловаться на действия сотрудников. Мы рассматриваем все обращения и решения по ним принимаем в течение трех дней. Я лично держу все это на контроле. 

И мы видим, что это дает результаты. Так, с начала действия этого сервиса количество обращений  относительно коррупционных действий в рядах Налоговой службы сокращается. Конечно, мы еще не победили это явление, но я призываю всех помогать нам с ним бороться.

Александр Клименко рассказал о планах и начинаниях своего ведомства. 

3. УЛУЧШИТЬ БИЗНЕС-КЛИМАТ 

- Что предпринимает Налоговая для улучшения бизнес-климата Украины?

- Любое решение проблемы начинается с того, что кто-то должен взять на себя ответственность. Мы признаем, что Налоговая служба на передовой данной работы. 

Для того чтобы определить, что препятствует бизнес-климату  улучшаться, мы заказали у независимой компании первое исследование, которое объективно отражало запросы и проблемы инвесторов. После этого мы четко увидели те проблемы, которые волнуют бизнес.

Все говорили о возврате НДС, но оказалось, что этот вопрос был не самым важным. На первое место инвесторы вынесли вопрос упрощения отчетности. И сегодня мы инициируем внесение изменений в формы отчетности, чтобы их максимально упростить. Это касается декларации на прибыль, декларации на добавленную стоимость, доходов физлиц. 

Раньше также  поднимался вопрос непринятия отчетности. Мы его решили. Кроме того, говорили о проблеме получения свидетельства плательщика НДС. Мы упростили форму, четко регламентировали сроки его выдачи.

Что касается возврата НДС,  в прошлом году Налоговая возместила в два раза больше, чем в 2010 году. Да, действительно в предыдущие годы были накоплены долги, но мы их сегодня погашаем. 

4. СДЕЛАТЬ УСЛУГИ БЕСПЛАТНЫМИ

- Будут ли у Налоговой платные услуги?

- Моя позиция заключается в том, что все услуги или сервисы Налоговой должны быть бесплатными. Раньше бизнесмены платили 1000 грн. за ключ и за программное обеспечение. Сейчас мы  начали выдавать бесплатно ключи цифровой подписи.  

Кроме того, мы идем навстречу налогоплательщикам и по срокам предоставления услуг. Например, одной из самых востребованных является справка об отсутствии задолженности. Раньше она выдавалась в течение 15 дней, сегодня - в срок до пяти дней. А при наличии  электронного ключа  налогоплательщик может получать эту справку в электронном варианте.  Я поставил задачу перед собой и коллективом Налоговой службы за год сократить время общения с предпринимателями в 2 раза. 

Харьковский центр обслуживания населения: здесь могут выдать необходимую справку, дать консультацию, помочь с заполнением отчетности, ответить на все вопросы.

5. ПРИВИТЬ НАЛОГОВУЮ КУЛЬТУРУ

- За счет чего в Украине растет количество миллионеров?

- Я считаю, тут есть две основные составляющие. С одной стороны, работает фактор налоговой культуры, и люди понимают, что уплачивать налоги - это необходимость. С другой стороны, мы сопоставляем базы данных и работаем по крупным, как мы их называем, маркерам. Например, есть предприятие в какой-нибудь отрасли, которое работает и платит зарплату по закону. Смотрим, сколько там платят, и сравниваем с колебаниями у других предприятий. Соответственно, мы смотрим, где платят меньше, и начинаем разбираться. 

Похожие методы работы с физлицами. Мы оцениваем имущество этих людей и работаем с ними. Если в 2011-м у нас был 1571 миллионер, то в 2012-м их уже на 700 человек больше. Мне хочется верить, что прогрессирует уже само понятие налоговой культуры. 

Фото Максима ЛЮКОВА и Thinkstock.