Тим Бертон: "У Бекмамбетова с Линкольном много общего"

На прошлой неделе на премьеру блокбастера "Президент Линкольн: Охотник на вампиров" в Москву нагрянули его авторы - сделавший стремительную карьеру в Голливуде российский режиссер Тимур Бекмамбетов и его выдающийся американский коллега Тим Бертон, выполнявший на этой картине обязанности продюсера.

Президент Линкольн знаком каждому благодаря пятидолларовым купюрам.

- Признайтесь, это была ваша идея - пригласить Тимура снять "Линкольна"?

- Мы уже встречались с Тимуром в работе над общим продюсерским проектом и поначалу собирались и "Линкольна" продюсировать вдвоем. Но я послушал, с каким увлечением Тимур развивал эту идею, что и сам ею загорелся. Мне захотелось посмотреть именно его версию этой истории! Кроме того, он уже имел дело с вампирами в своих предыдущих фильмах и потому был идеальным режиссером для этой картины.

- Каким было начало вашей дружбы?

- Еще до того как мы совместно сделали с ним мультфильм "9", я восхищался Тимуром и уважал его талант. Всегда приятно познакомиться с коллегой, чей режиссерский стиль тебе по душе. Впечатляет и то рвение, с которым он берется за каждый проект.

- Как режиссеры вы чем-то похожи?

- У нас разные стили, но как кинематографисты мы все проходим через одно и то же - проект нужно довести до конца, режиссеру нужно заниматься выбором места действия, работой с актерами, освещением сцены, бюджетом, наконец. Не важно, в какой стране мы живем, мы все делаем одно и то же.

- Вы могли предположить, что "Алиса в Стране чудес" будет настолько успешной, соберет миллиард долларов?

- Нет! У меня были и успехи, и провалы. Прогнозировать их невозможно. Когда я начинаю работать над фильмом, я просто стараюсь сделать его как можно лучше. Предполагать, на что он будет похож и какую кассу сделает, - занятие бессмысленное. В любом случае для меня это все абстракция. Я всегда изумляюсь, когда мой фильм оказывается успешным. Если он проваливается, впрочем, тоже.

- Насколько я знаю, "Эд Вуд" провалился в прокате, но это один из чудеснейших ваших фильмов.

- И я это знаю! Эта картина - в числе самых моих любимых. Время все расставляет по местам. Вы правы, большего коммерческого провала у меня не было, но ко мне постоянно подходят зрители со словами, что "Эд Вуд" - их любимейший фильм.

- А какой вам самому нравится больше и меньше всего?

- Они все мои дети.

- Мне известен такой ответ.

- И все же, пожалуй, такие фильмы, как "Эдвард Руки-ножницы", немного ближе моему сердцу, они для меня более личностно окрашены, что ли... И все же я столько времени отдаю каждому своему фильму, что все они - часть моей судьбы, у всех - свое место в моем сердце.

- Вас постоянно спрашивают сейчас о Джонни Деппе в связи с его разводом. А я вспомнил, как в Венеции ваша жена, Хелена Бонэм Картер, рассказывала мне о том, что вы живете с ней на разных половинах большого лондонского дома...

- Звучит более экстремально, чем это есть в действительности! На самом деле у нас две студии на территории одного дома. Хотя про нас ходят слухи, будто мы живем совершенно раздельно, соединенные только тоннелем между нашими половинами. 

- Но не в этом ли состоит секрет вашего счастливого брака?

- Именно! Это, конечно, прекрасно, когда между партнерами налажена связь. Но я бы всем порекомендовал жить так, как мы, - особенно если у вас с женой до безобразия разные вкусы! Это очень помогает в семейной жизни.

- Почему же вы не посоветовали это Джонни с Ванессой?

- Все люди - разные, у каждого - своя жизнь. Я никогда не вмешиваюсь в такие дела!

- Ваши ранние фильмы, такие как "Эдвард Руки-ножницы", были в большей степени "сумасшедшими", чем последняя ваша картина, "Мрачные тени".

- Что ж, всему свое время... Этим мне, собственно, и нравится "Президент Линкольн". В нем тоже эта безуминка есть.

- Однако вы не стали сами снимать эту картину, перепоручив ее Бекмамбетову.

- Но он с таким рвением подошел к этой истории, что мне и самому захотелось увидеть, что у него получится!

- Казалось бы, что общего у Бекмамбетова с Линкольном?

- А мне не кажется, что ничего, ведь Америка - страна эмигрантов. И поскольку мы все равно рассказываем историю, альтернативную тому, что было на самом деле, то почему бы не посмотреть на нее под углом зрения иностранца? Иногда взгляд со стороны намного интереснее. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Тим БЕРТОН начал рисовать в раннем возрасте, получил стипендию Уолта Диснея, потом работал аниматором на его студии. Снимал короткометражки,  затем плавно перешел на полнометражные фильмы. Состоит в гражданском браке с британской актрисой Хеленой ­Бонэм Картер, сыгравшей во множестве его фильмов и родившей ему двух сыновей. 

Фото Милы СТРИЖ.

Тимур БЕКМАМБЕТОВ: Брэд Питт в главной роли - это просто смешно!

- Почему именно Линкольн?

- Потому что он обладал всеми качествами супергероя! Он был простой человек из провинциального городка, сделавший себя сам, сам всего добившийся. Человек, принимавший самые рискованные, но при этом самые искренние решения. Этим он отличался от многих политиков, поэтому его до сих пор очень любят в Америке. Он умел отличать добро от зла и никогда не шел на компромисс. Фактически спровоцировал Гражданскую вой­ну в Америке и тем самым спас страну, находившуюся на грани развала. У него хватило воли и совести взять на себя политическую ответственность, чтобы начать борьбу за сохранение своей страны. Наш фильм - всего лишь шутливая и поэтическая интерпретация реального героического поступка человека, ставшего легендарным американским президентом.

- У вас прекрасный актерский состав, но в отличие от "Особо опасен" суперзвезд нет.

- Да, Анджелина Джоли в этот раз не участвует. Мы сознательно отказались от "раскрученных лиц". Имея в качестве главного действующего лица президента, который у каждого в кармане на пятидолларовых купюрах, мы сочли, что это было бы ошибкой приглашать на эту роль Брэда Питта. Это было бы просто смешно, ведь и Линкольна, и Брэда Питта все очень хорошо знают. Поэтому мы взяли актера Бена Уокера, которого пока мало кто знает.

- У Спилберга, который тоже снимает сейчас "Линкольна", главную роль играет Дэниел Дей-Льюис.

- Это очень известный и даже великий актер. Но такой иконой для зрителей, как Брэд Питт, он не является. К тому же нам нужен был актер, который мог бы сыграть Линкольна с 19 до 55 лет. От молодого пьяного парня в баре до президента, спасающего страну ценой миллионов жизней. В состоянии сыграть эту трансформацию оказался только один актер - Бен Уокер.

- Насколько я понимаю, Тим Бертон - это залог вашей творческой свободы в Голливуде?

- Да нет, я был свободен и без него, на "Особо опасен". Тим - это залог моего прекрасного   времяпрепровождения. Потому что для меня кино - это прежде всего встречи с замечательными людьми, с которыми можно проводить время под предлогом кинопроизводства.

- Но инициатором этой идеи был именно Бертон? У вас ведь общий сценарист.

- У нас и агент общий - он представляет и его, и меня. Нет, мы одновременно получили и прочитали 20 страниц будущей книги писателя, когда ее самой еще не было. Ухватились за эту идею и вместе ее развивали. Потом было решено, что снимать ее буду я. А Тим стал продюсером. Продюсер для меня - это человек, который выполняет функцию зрителя. До того как у режиссера появляется реальный зритель фильма, который он делает. Если ты уважаешь этого человека, то ты делаешь кино для него. Так что, можно сказать, я делал этот фильм для Тима Бертона. 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Тимур БЕКМАМБЕТОВ с 1989 года работал в рекламе. Поставил фильмы "Пешаварский вальс", "Гладиатрикс" (последний для известного независимого продюсера Роджера Кормана). Постановкой картин "Ночной Дозор" и "Дневной Дозор" привлек внимание Голливуда, где и дебютировал в 2008 году фильмом "Особо опасен" с Анджелиной Джоли, Морганом Фриманом, Джеймсом МакЭвоем. Картина стала мировым хитом.  Сотрудничество с Тимом Бертоном начал с совместного продюсирования мультфильма "9".