Украинский парадокс: нефть дешевеет, а бензин - нет

Сейчас во всем мире черное золото стоит все меньше, а вот цены на заправках упорно не хотят идти вниз.

Как бы ни менялась цена на баррели и тонны, а заправить автомобиль все равно влетает в копеечку.

ЛОПНУВШИЙ ПУЗЫРЬ 

В конце недели цены на нефть не просто снижались, они летели вниз чуть ли не как в 2008 году. Так, в четверг стоимость черного золота только за один день упала на 4%. В США за баррель нефти уже дают около 78 долларов. 

- Три года цены на нефть только то и делали, что росли, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Дошло до того, что они поднялись до 125 долларов за баррель, как в 2008 году. Многие предупреждали, что после кризиса экономика не сможет переварить таких цен. И мы видим, как ценовой пузырь сдувается. 

Большинство мировых прогнозов строится на том, что нефть продолжит дешеветь. Кто-то считает, что цены упадут еще на 15-20 долларов, а самые смелые вспоминают о ситуации 2008 года и 40 долларах за баррель. 

УКРАИНСКИЕ РЕАЛИИ

Мировые цены, может, и падают, а вот в Украине бензин дешеветь не спешит. Эксперты говорят, что основным фактором является новый принцип формирования налога на топливо.  

- Перспективы падения цен на бензин в нашей стране весьма туманны, - говорит Сергей Куюн. - В мае правительство ввело так называемую плавающую ставку акцизного сбора на топливо. Когда нефть дешевеет, эта ставка растет, и наоборот. Вот, например, в третьей декаде июня акциз составит 254 евро за тонну, тогда как до этого в бюджет шло 198 евро с тонны. Таким образом, бензин мог бы быть дешевле на 56 копеек за литр… 

Правда, и трейдеры, то есть продавцы бензина, не спешат снижать цены. В ближайшее время топливо должно подешеветь еще на 15-20 копеек, все-таки налоги растут не так быстро, как дешевеет нефть, и у трейдеров есть запас прочности. 

- Да, цены падают не так быстро, как хотелось бы, - продолжает специалист. - Трейдеры закладывают в цену возможные потери от нового роста ставки акциза. 

ГЛАВНОЕ - НЕ ПЕРЕПУТАТЬ

Если читать сообщения о торгах на нефтяных биржах, то легко запутаться. Например, самая дорогая нефть весной стоила 125 долларов за баррель, а сейчас говорят про цену в 78 долларов. Нетрудно подсчитать, что за это время стоимость сырья упала как минимум на треть. Почему же у нас тогда не дешевеет бензин? 

- Многие путают цены в США и Европе, - продолжает Сергей Куюн. - Когда говорят о цене в 125 долларов за баррель, то нужно понимать, что это цена в ЕС. В США цена была ниже. Теперь же когда говорят о цене в 78 долларов, то это в Америке. В Европе сегодня цены выше - до 92 долларов за баррель. 

Также не стоит забывать, что это цена так называемых фьючерсных контрактов, то есть контрактов с отложенной поставкой. Трейдеры договариваются о том, что они через месяц купят нефть по такой цене. Потом ее нужно переработать, и в итоге снижение цены в рознице наблюдается месяца через полтора. 

Какова же себестоимость самой нефти в топливе, которое мы заливаем в банк? Оказывается, не так уж и велика. 

- До введения плавающей ставки на топливо НДС и акциз в его стоимости составляли около 35%, - говорит специалист. - Сейчас этот показатель вырос. Еще 10% - это заработок трейдера. Остальное - стоимость нефти и ее переработки. 

За что мы платим, наполняя бак 

40% Налоги, которые заложены в цену бензина (НДС, акцизные сборы и пр.). До введения плавающей ставки это было около 35% 

10% Заработок трейдеров (зависит от сезона и административного давления на продавцов). 

50% Цена топлива без налогов и сборов (если бы бензин продавался без них, было бы 5,5 грн. за литр при нынешней цене).