Ядовитый шантаж: "Платите - или ваши покупатели умрут!"

Сколотив банду, беглянка из Казахстана требовала миллионы долларов от производителей украинских напитков. В случае если ее требования не будут выполнены, она угрожала отравить сотни людей и устроить мировой скандал.

Фото Михаила ФРОЛОВА.

В случае если ее требования не будут выполнены, она угрожала отравить сотни людей и устроить мировой скандал. Что интересно, предприятия реагировали по-разному: кто-то шел в милицию, а кто-то… платил шантажистке. 

В Днепровском районном суде Киева слушается дело, которое может послужить сюжетом для увлекательнейшего детектива. Хотя похожий сюжет уже есть - в одном из эпизодов популярного телесериала "Комиссар Рэкс" преступник впрыскивает яд в банки с напитками и шантажирует производителей, требуя миллионы. Подобным образом в Киеве собиралась обогатиться и 36-летняя беглянка из Казахстана. При этом хитрости, дерзости и притязаний у нее оказалось даже больше, чем у кинозлодея. 

АЛИ, БАБА И РАЗБОЙНИКИ 

Что вдохновило Наталью Лисову (фамилии героев истории изменены. - Ред.) на грандиозную затею, она не рассказывает, поскольку вины не признала и показаний в качестве обвиняемой на следствии не дала. 

В Украину Лисова прибыла 1 июня 2008 года, оставив в родном Казахстане сына. Переехать женщине пришлось из-за уголовного дела по факту мошенничества - Наталья подалась в бега, чтобы избежать ареста. Полиция Казахстана объявила дамочку в международный розыск, но это не помешало ей, скрываясь больше двух лет, проявлять большую активность. 

Наталья поселилась в Первомайске Луганской области, где якобы устроилась в риелторское агентство. В городе она познакомилась с двумя людьми, которые сейчас делят с ней скамью подсудимых, - Виктором Якобченко и Сергеем Краснопяткиным. Оба были ранее судимы за кражи и грабежи, но продолжали мечтать о легком заработке. Якобченко таксовал и часто катал Наталью в Киев, где она занималась кредитованием и инвестированием. Так оно было или нет, но факт, что в 2009-м троица перебралась в столицу Украины, где по поддельным документам сняла квартиру на улице Прорезной. Также по поддельному паспорту Якобченко купил пакет "Воля-кабель", включающий телевидение и Интернет. Похоже, друзья не особо нуждались в деньгах, поскольку приобрели еще и "Мерседес Бенц". 

В мае 2010 года компанию пополнил знакомый Якобченко - иранец Али, просидевший долгое время в киевском СИЗО. "Теремок" на Прорезной оказался тесноват для четверых, поэтому там оставили Али, а для себя, Виктора и Сергея Наталья сняла четырехкомнатные хоромы на Березняках. Тут и произошло самое главное. 

Главной угрозой бандитов было то, что пострадают обычные потребители соков и газировки. 

СТРАШНОЕ ДОМАШНЕЕ ВИДЕО 

Интернет Наталье требовался не для развлечений. С зимы 2009 года барышня зарывалась в Сеть и собирала информацию о производителях популярных в Украине напитков. Спустя несколько месяцев кропотливой работы она знала практически все: оборотный капитал, размеры прибылей, имена руководителей и их доверенных лиц. Внимание остановилось на крупном концерне с иностранным капиталом, нескольких заводах по производству сока, пива и молочном предприятии, которые широко рекламировались и слыли крайне успешными.

Страшное домашнее видео заработало в июне. Мебель в одной из комнат задрапировали тканью, на принтере распечатали таблички: "Коко-моко - отрава", "Коко-моко - яд" и развесили их по стенам (название концернов и продукции изменено). В центре стоял стол, на котором разложили паяльник, одноразовые шприцы, поставили банку с напитком и "говорящую" бутылку с черепом и двумя костями. Оператором выступал Краснопяткин, актером - Али. Замотав лицо черной тряпкой на манер шахида, иранец ловко распаял паяльником донышко банки, заправил шприц жидкостью из бутылки с черепом, ввел пакость в напиток и запаял банку. Упаковка выглядела нетронутой, а само действо - жутковатым. 

Ролик переписали на диск, к которому приложили подробную инструкцию: сколько хотят денег и до какого числа. На колебания клиенту отвели еще пять дней, но при этом сумму выкупа удвоили. В знак согласия требовалось разместить в одной из газет поздравление Николая Иванова с 50-летием и там же указать электронный адрес, по которому можно выйти на связь. 

В противном случае… Тут сыпались угрозы: в торговую сеть запустят отравленный напиток, сотни людей станут жертвами, в СБУ, милицию, прокуратуру сообщат о том, что производитель игнорирует опасность, покупатели в ужасе отвернутся от продукции, милиция возбудит уголовное дело, СМИ поднимут шумиху, жертвы яда забросают гражданскими исками! Одним словом, грядет всемирный позор и полное разорение. 

Отправлять диски и послания с угрозами поручили посторонней женщине, которая не знала о содержимом посылки, зато радовалась заработку. Первой бандероль получила та самая "Коко-моко". От столичного предприятия потребовали $3 000 000! 

ПОБЕГ ИЗ ТУАЛЕТА

В родной стране эту даму уже обвиняли в мошенничестве. А теперь судят и в Украине. Фото предоставлено пресс-службой МВД.

В обвинении, которое предъявили Наталье, есть еще эпизод, когда по поддельному паспорту она взяла в аренду автомобиль "Тойота" и навсегда исчезла вместе с ним из поля зрения владельца. Судьба машины нам неизвестна, зато в судьбе Лисовой в том же 2010-м чуть не произошел крутой поворот.

18 сентября Лисову задержали. Но еще не как шантажистку, а как беглянку, объявленную в международный розыск. 20 сентября суд арестовал ее на 40 суток для подготовки экстрадиции в Казахстан. Наталья и тут выкрутилась - прикинулась больной. Под охраной ее уложили в гинекологию одной из столичных клиник, а на следующий день она оттуда бежала - выпрыгнула из окна туалета на втором этаже. 

Под именем Алины Одольской Наталья восемь месяцев кочевала по городам Украины, пока в мае 2011 года сотрудники УБОП не задержали ее в Черновцах. За решеткой оказались и подельники, за исключением Али. Мусульманин до сих пор находится в розыске, поэтому Наталья пытается валить на него все грехи. 

- В ходе следствия было собрано достаточно доказательств тому, что члены организованной группировки с декабря 2009 года по август 2010-го шантажировали ряд известных производителей продукции питания, - говорит начальник отдела прокуратуры Киева Ольга Варченко. - Сейчас все трое, включая женщину-организатора, находятся под стражей. Суд определит для каждого степень вины. Согласно предъявленным обвинениям, подсудимым грозит от 7 до 12 лет лишения свободы. 

Фото Thinkstock. 

ОЧЕВИДНОЕ – НЕПОНЯТНОЕ 

Заводы верили и… переводили деньги

При кажущейся абсурдности затеи она выглядела правдоподобно. И если бы Наталья изначально не замахнулась на концерн с иностранным капиталом, то, может быть, и смогла бы сорвать куш. "Коко-моко" угрозы проигнорировала и заявила о шантаже в милицию. А вот завод в Одессе, производящий витаминизированные напитки, клюнул. Испугавшись, что за всем этим может стоять крупная мафия, директор три дня не поставлял в торговую сеть продукцию, понеся убытки в 300 тысяч гривен. И согласился на выкуп - $300 тысяч. 

Когда в газете появилось поздравление с юбилеем Григория Тухнитова - а это был человек, реально работающий на предприятии, - Наталья по электронке запросила номер телефона, по которому можно держать связь. Переслала сообщение, в котором потребовала открыть на Тухнитова валютный счет, и сама в Луганске открыла такой же на своего знакомого Александрова. Следующая SMS гласила, что со счета Тухнитова на Александрова необходимо перечислить $300 000. Деньги пришли, о чем Александров уведомил свою патроншу. Наталья не торопилась прибирать к рукам капитал - она рассчитывала умножить его вдвое, втрое, вчетверо, продолжая рассылать по Украине бандероли с угрозами. Но воспользоваться деньгами шантажистка так и не смогла. Как пишется в материалах дела, "по не зависящим от нее причинам". 

Пивные концерны, как и "Коко-моко", шантажистам не поверили. А вот молочный комбинат, выпускающий кроме прочего детское питание, воспринял все всерьез. Видимо, очень убедительно Али-"шахид" вскрывал картонку с молоком, впрыскивал яд и запечатывал дырочку клеем. На счет Александрова ухнуло еще $300 000. Но мужчина уже не хотел помогать Наталье, сообразив, чем пахнут такие дела. Он захотел помогать милиции.