№1 Маршрутка
В автобусике, следующем по 217-му маршруту (Алексеевка — Центр), настежь открыты форточки и люк, на окнах - плотные темные шторы. "Должно быть нежарко", - подумали мы и вытащили градусник... И ошиблись в ожиданиях — столбик термометра ниже 33 градусов не опустился. Из всех вчерашних замеров этот оказался рекордным.
Пока пассажиры маршруток медленно плавятся и стекают по сиденьям, перевозчики поясняют: о кондиционерах не стоит и мечтать.
- Оснастить автопарк кондиционерами – это из разряда фантастики, - признается автоперевозчик Николай Шевченко. - Во-первых, охладитель воздуха должен быть предусмотрен в конструкции автобуса, а в нашем транспорте такого нет. Для того чтобы в автобусе стоял кондиционер, завод-изготовитель должен получить новый сертификат на автобусы. Поговаривают, что в Харькове есть несколько автобусов, оснащенных кондиционерами, но чтобы их включить, нужно как минимум на 20 % увеличить расход горючего. А сумма дозаправки – и есть дневная выручка автобуса. Получается, транспорт будет работать в ноль, повышать ради этого стоимость проезда никто не будет.
Температура: +33 градуса.
№2 Трамвай
Никто и не ожидал, что на остановку подадут суперсовременный вагон. Приходится забираться в трамвай 20-го маршрута, который, не исключено, возил еще Люсю Гурченко. Раскаленная железная "банка" хороша, пожалуй, только тем, что не набита народом под завязку, да и сквозит тут не только из окон — изо всех щелей.
Температура: +32 градуса.
№3 Троллейбус
Заходим в старенький "рогатый", следующий по маршруту № 2 (Алексеевка — центр — пос. Жуковского). Пассажиров немного, но все места с теневой стороны уже заняты. Располагаюсь со стороны солнца, но термометр кладу в тень. Столбик поднимается до отметки 30 и замирает. Для эксперимента вытаскиваю градусник на солнце — температура подскакивает до 35 буквально через пару минут.
Везет пассажирам, которым удается попасть в новенькие троллейбусы, купленные к Евро-2012. Это пока что единственный вид общественного транспорта, где есть кондиционеры.
- У нас в салоне хорошо, прохладно, - радуется водитель новенького троллейбуса Виктор, - не скажу, что охладитель воздуха сбивает температуру настолько сильно, как кондиционер в квартире, но все же разница чувствуется. Раньше мы не включали кондиционер, потому что не было фреона, но перед Евро-2012 жидкость залили – техника работает. Когда я включаю охладитель воздуха, объявляю по микрофону, чтобы окна закрыли.
Тем не менее, по словам водителя, паломничества пассажиров в кондиционированные троллейбусы не видать.
- Если человек спешит, он добирается на том транспорте, которым быстрее, не ждет прохладный троллейбус, - объясняет Виктор. – Из пассажиров нашего троллейбуса большинство не замечают прохлады, но некоторые специально выбирают места возле небольших люков, откуда дует холодный воздух.
Температура: +30 градусов (без кондиционера).
№4 Метро
Самым прохладным видом общественного транспорта по праву считается метрополитен. В знойные дни проехаться с комфортом можно только под землей. В подземке мы проводили замеры на двух уровнях: на станции возле посадочной платформы и в движущемся составе.
В первом случае термометр показал +29 (станция "Научная"), во втором — только 26. Весьма неплохо для жаркого июньского дня.
Температура: +26 градусов.
В тему
Таксисты просят "надбавку" за прохладу
Проехаться в такси с ветерком из кондиционера – вполне реально, но неэкономно. По словам водителей, включенный охладитель воздуха увеличивает расход топлива и прямо пропорционально влияет на стоимость поездки.
- Если человек изначально заказывает машину с кондиционером, стоимость его поездки возрастает на 15 — 20 %, - констатирует председатель областного профсоюза таксистов Сергей Старцев. – Может быть такое, что водитель пользуется кондиционером для себя – в таком случае можно считать, что пассажиру повезло.
Но бывают и другие случаи, когда водитель по собственному усмотрению врубает охладитель воздуха, а в конце поездки просто ставит пассажира перед фактом, мол, проехались с ветерком – оплатите.
- По правилам перевозок, открытие окон, прослушивание музыки по радио и включение-выключение кондиционера происходит по согласованию водителя с пассажиром, - уточняет Сергей Викторович, - поэтому навязанную дополнительную услугу человек вполне может не оплачивать.