Леонид Каденюк: Я будил американцев украинским гимном

Первый астронавт независимой Украины едва не проспал свой старт в космос [ ФОТО ]

12 апреля - День работников ракетно-космической отрасли Украины. Накануне «Комсомолка» встретилась с Героем Украины Леонидом Каденюком в кабинете, который ему выделили в здании комитетов Верховной Рады. Официально астронавт сейчас безработный. Но без дела не сидит - пишет книгу о жизни на орбите (в этом году, кстати, тем событиям исполняется 10 лет). Самыми интересными моментами поделился и с нами.

Водили хоровод по всему кораблю!

- Леонид Константинович, как космонавты отмечают свой профессиональный праздник?

- Мне больше всего запомнились торжества, когда я еще в советские годы - с 1976-го по 1995-й (с небольшим перерывом) - проходил подготовку в Звездном городке, в сосновом лесу Подмосковья. 12 апреля здесь всегда собирался весь отряд космонавтов: те, кто уже побывал на орбите, и те, кому еще предстояло. Нас поздравляли, награждали. А вечером - неофициальная часть. Особых застолий не организовывали, но мы спокойно могли выпить по бокалу шампанского, это не запрещалось. Сейчас же этот праздник отмечаю в семейном кругу. С самого утра звонят со всех уголков Украины, а также из Звездного городка. Ну и я, конечно, поздравляю своих друзей-коллег.

- А как празднуют что-либо астронавты на космическом корабле?

- В период моего полета - с 19 ноября по 5 декабря - американцы отмечали День благодарения. И хоть я не американец (в экипаже из шести человек кроме меня из «иностранцев» был еще японец), но с удовольствием подключился к празднованию! Мы даже взяли с собой традиционное праздничное блюдо - индейку. С утра поздравили друг друга, выпили сок, закусили птицей. А единственная женщина на борту - Кейси (она погибла через несколько лет) - уговорила всех взяться за руки и водить хоровод по всему кораблю: пол, стена, потолок, стена, снова пол… Весело было! После этого я на потолке не танцевал ни разу…

И, конечно, скучал по Земле, на которую каждый день смотрел в иллюминатор…

- «Земля в иллюминаторе… И снится нам не рокот космодрома…» Вы помните свои сны на орбите?

- Мне там ничего не снилось. Спал же я в специальном мешке, прикрепленном к стене корабля. Голова фиксировалась специальной повязкой (тоже к стенке). Помню последний земной сон перед вылетом. За два часа до старта я занял свое место в корабле, сделал некоторые записи и… задремал! Проспал где-то полчаса. Разбудил меня голос в наушниках, предупреждавший, что до вылета осталось 10 минут!

- Да у вас стальные нервы! О чем думали перед стартом?

- О работе. При этом одновременно одолевали два чувства: ответственность и профессиональный интерес. Страха не было - я как летчик-испытатель привык к стрессам. Только внутреннее напряжение.

Кстати, за неделю до этого ко мне подошел один из сотрудников НАСА и попросил выбрать двух астронавтов, которые в случае катастрофы должны были бы успокаивать мою семью. Я выбрал Хайдемари Стефанишин (первая женщина-космонавт украинского происхождения. - Прим. авт.), с которой мы познакомились и подружились в Центре подготовки НАСА. А также назвал Рика Хазбенда. Он, к сожалению, погиб спустя 6 лет (в 2003 году) на этом же корабле - «Колумбия» взорвалась при спуске с орбиты…

Туалет - с отсосом, а еда - из пакетов

- Режим дня, туалет, питание… Как у вас с этим было?

- Конкретного режима во время полета не существовало. Только сон - строго восемь часов. Отбой в 23.00, подъем в 7.00 по хьюстонскому времени (именно в Хьюстоне находится Центр управления полетами). Естественно, чистили зубы, причем обычными щетками. Правда, воду в стакан там так просто не нальешь - она подается под давлением сильной струей. Бывало, водяные шары, карандаши и другие предметы «плавали» в корабле, но мы их быстро отлавливали, и проблем не возникало.

Именно невесомость для меня - самое интересное, что удалось испытать в космосе. Ведь на Земле создать ее практически невозможно - только на 25 - 27 секунд в специальных самолетах, где мы на тренировках и пытались прочувствовать это явление.

Что касается питания, то весь экипаж заблаговременно еще на Земле попробовал десятки различных блюд (дегустировали две недели!), составили личные меню по вкусу. Каждый получил свой контейнер с едой и напитками. Я, например, выбрал разные супы и мясные блюда, а также соки, чай и какао. Почти все блюда - в сухом виде. И находятся они не в тюбиках, как многие считают, а в небольших герметичных пакетах. Перед приемом пищи пакет наполняют водой, а потом его содержимое выпивают.

Пользоваться космическим туалетом мы научились еще на Земле. Для мужчин и женщин на корабле есть принципиально разные приспособления. Главный принцип данной системы - принцип отсоса. Все отходы попадают в специальный контейнер, который не выбрасывается в космос, а возвращается вместе с кораблем на Землю и уже здесь утилизируется.

Слушал Соловьяненко, Ротару и Гнатюка

- Работать невесомость не мешала?

- Главное неудобство, к которому пришлось привыкать, - отсутствие точки опоры. Из-за чего все вокруг «плавает». При этом работали мы посменно, так как одновременно всем не хватало рабочих мест. Я, например, занимался научными экспериментами, связанными с космической биологией. Необходимые для опытов предметы (карандаши, тетради, колбы и т. п.) крепились к стене с помощью липучек. Все, чем мы пользовались в корабле (от зубной щетки до скафандра), можно было «положить» только таким «липучим» способом.

- Усталость на орбите тоже чувствуется? Как с ней боролись?

- Я, конечно, уставал, но больше не физически (особых нагрузок на орбите не было), а психологически. Все-таки очень много впечатлений от космоса и ежедневные эксперименты. Естественно, на кровать здесь не ляжешь, поскольку ее попросту нет. Отдыхал все в том же спальном мешке.

А еще выручала музыка. Каждому дали возможность взять с собой аудиокассеты с любимыми мелодиями. Я выбрал произведения тех исполнителей, на которых вырос: песни Анатолия Соловьяненко (он лично подарил мне свой альбом перед полетом), Дмитрия Гнатюка, Софии Ротару и других. И, знаете, американские коллеги с удовольствием их слушали!

Два раза прозвучал в космосе и наш, украинский, гимн. Я выбрал его как мелодию для побудки. Так что американцев в космосе дважды будили слова «Ще не вмерла України нi слава, нi воля…» И астронавты стояли в это время по стойке смирно!

Невесомость сексу - не помеха!

- Вам давали какие-то инструкции насчет возможной встречи с НЛО?

- В НАСА мне лично по этому поводу никаких ЦУ не давали. А вот в советские годы, когда в 80-е начался бум НЛО и я был летчиком-испытателем, инструкция была одна: избегать контактов с неопознанными объектами! Но мне они как-то и не попадались…

- Это интервью будет опубликовано в пятницу, 13-го. Как космонавты относятся к этому числу, есть ли у них свои приметы?

- Приметы, я думаю, есть у всех. И космонавты не исключение. Только о них не говорят. Лично для меня число 13 - счастливое! 13 июля 1967 года я поехал поступать в летное училище. И поступил! С тех пор с числом 13 мне только везет. А пятницу я тоже люблю - конец рабочей недели все-таки!

- Говорят, секс в космосе невозможен?

- Возможен. И желание там возникает. Кстати, подобные вопросы мне часто задают студенты. И я им отвечаю: при желании сексом можно заниматься везде!

- Ходят слухи, стать космонавтом может только человек с суперспособностями - физическими и интеллектуальными…

- Я, как и большинство других моих коллег, обычный человек. Конечно, у нас отличная физическая подготовка. Но ничего сверхъестественного. Когда готовился в Звездном городке, подтягивался 15 раз (да и сейчас «десяточку» вытяну). Бегал быстро и кроссы, и спринт. Например, рекорд на 100-метровке - 10,5 секунды. Сейчас тоже 3-4 раза в неделю бегаю по утрам по 10 км. Естественно, не курю.

Школу окончил с серебряной медалью - выпускной экзамен по украинскому языку (диктант) написал на «четыре». Думаю, таких людей, как я, тысячи. По-моему, главное здесь - целеустремленность и огромное желание побывать в космосе. Я смог!   

КСТАТИ

Всего с начала полетов в космос на орбите побывали 19 украинцев.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Отлучили от космоса за развод с женой

Леонид Каденюк родился 28 января 1951 года в селе Клишковцы Черновицкой области. В 1976 году включен в отряд советских космонавтов (4-й набор). Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Союз», изучил работу орбитальных станций «Салют» и «Мир». В 1983-м отчислен из отряда космонавтов за развод с женой. В 1984 - 1988 годах - летчик-испытатель (налетал свыше 2400 часов). С 1988 года вновь в отряде советских космонавтов. Готовился как командир украинского экипажа для полета на станцию «Мир». После распада СССР остался в отряде российских космонавтов. В 1995 году уволился из рядов Вооруженных сил России и переехал в Украину. В 1995-м включен в группу украинских космонавтов для прохождения подготовки к полетам на космических кораблях Space Shuttle. 19 ноября - 5 декабря 1997 года совершил космический полет в качестве экспериментатора на космическом корабле Columbia. Полет продолжался 15 суток 16 часов 35 минут 1 секунду. И сегодня числится в группе космонавтов NASA. Имеет троих сыновей от двух браков.


Другие фото Леонида Каденюка смотрите здесь>>