Элина Быстрицкая: "Если бы Люда знала, что будет после ее смерти, она бы завещала бриллианты детскому дому"

1 июля, в годовщину смер ти народной артистки СССР, на ее могиле на Новодевичьем кладбище наконец-то будет установлен монумент.

Элина Быстрицкая и Людмила Зыкина были настолько близкими подругами, что иногда назывались сестрами.

ДЕНЬГИ НАШЛА ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ

В начале марта в Москве прошли торги аукционного дома "Гелос". Бриллианты, аметисты, изумруды Людмилы Зыкиной ушли с молотка почти за 32 миллиона рублей (около $1 миллиона). 

Деньги от продажи 29 лотов - эксклюзивных драгоценностей - планировалось потратить на памятник великой певице на Новодевичьем кладбище. Во всяком случае, так заявляла родня Людмилы Георгиевны - ее наследники. После аукциона было много пересудов: законен ли он, достойно ли оценили уникальные драгоценности или в суете цена на раритеты была занижена... Как бы то ни было, скандальный осадочек остался. Хотя, с другой стороны, какая разница, во сколько обошлось колечко с изумрудом, когда речь идет о благом деле: 1 июля будет три года, как от нас ушла королева народной песни. У Зыкиной масса поклонников и почитателей, она была состоятельной женщиной. А памятника на ее могиле все нет... И, как мне кажется, если бы не народная артистка СССР Элина Быстрицкая, его бы еще долго не было. 

- Памятник на могиле Людмилы Георгиевны скоро появится, - со стопроцентной убежденностью недавно сообщила мне Быстрицкая. Увы,  племянники, то есть наследники Зыкиной, к этой истории не имеют или почти не имеют отношения. 

- Это больная для меня тема. До сих пор страшная боль, что Люды нет, - поделилась Элина Авраамовна. - То, что я делаю, это исключительно по внутренней потребности, по зову души. Мы с Людой были подругами. Нас сближала любовь к пению, к музыке. Только у Люды выдающиеся вокальные данные, а у меня вокал средний... Люда отдала России, своей Родине все, что у нее было, - свой талант, свое сердце и душу. Если бы Люда знала, что будет после ее смерти - эти истории с наследством, аукционы, - она бы завещала свои драгоценности детскому дому. Но Люда не собиралась умирать, она не оставила завещания. А ее окружение... Был бы с ней рядом сильный мужчина, наверное, такого бы не случилось. Когда она осталась одна, к ней стали липнуть разные люди. Мы с ней дружили много лет, но я никогда не знала ее родственников, которые объявились после смерти. 

На аукционе "Гелос" серьги с бриллиантами были проданы за 6,5 миллиона рублей (около $216 тысяч). 

"НАРОДНЫЙ" МОНУМЕНТ ДЛЯ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ

Как рассказала Элина Авраамовна, над памятником работает один из лучших скульпторов страны, лауреат Ленинской премии, народный художник России, ученик Евгения Вучетича Фридрих Согоян. Все организационные и финансовые вопросы по установке дорогостоящего монумента взял на себя "Дом Людмилы Зыкиной" и его директор Ксения Рубцова. Друзья и поклонники певицы собирали средства своими силами.

И вот, как выяснилось на днях, бронзовая композиция готова.

- Это фигура Людмилы Зыкиной в рост, - рассказал нам сын скульптора Фридриха Согояна Микаэль. Над скульптурой Фридрих Мкртичевич работал вместе с сыновьями - Ваге, заслуженным художником России, и Микаэлом, заслуженным художником Армении. От первого эскиза до готового памятника прошло всего полгода. - Зыкина - в своем традиционном платье. Мы пересмотрели множество фотографий и выбрали то, что посчитали нужным. Получилась объемная работа, высота памятника около двух метров. Придумали оригинальное архитектурное решение. Но пока скульптура не установлена, не принято ее показывать даже в эскизе.

- Сколько стоил памятник?

- Уверяю вас, это не самый дорогой памятник, который установлен на Новодевичьем кладбище. Да, он отлит в бронзе, но это очень скромные средства (Микаэль не захотел называть сумму по этическим соображениям. - Ред.). Мой отец был знаком с Людмилой Георгиевной лично, ценил ее творчество, поэтому работал не за гонорар. Гранитные детали изготовил безвозмездно руководитель камнедобывающего предприятия из подмосковного Чехова. Все пошли навстречу, понимая, какая сложная ситуация.

- Какую роль в создании памятника сыграл племянник певицы Сергей (он является одним из наследников)?

- Сергей принимал участие в обсуждении концепции. Утвердил макет и скульптуру в глине. Мы прислушивались к его мнению, и его замечания были учтены. Без его одобрения ничего бы не получилось - участок, на котором захоронена Людмила Георгиевна, принадлежит родственникам. Никаких иных договоренностей, в том числе и финансовых, у нас не было. Сразу стало понятно, что Сергей не собирается платить. Он этого и не скрывал.

- Вы сказали, что эскизы были еще в феврале. А в начале марта проходил аукцион по продаже драгоценностей Зыкиной, на котором наследники певицы утверждали, что деньги от продажи драгоценностей пойдут на памятник...

- На мой взгляд, эта ситуация вопиющая... Лично мне родственные отношения в этой семье непонятны.

- Так кто же оплачивал памятник?

- Заказчик проекта - "Дом Людмилы Зыкиной". 

Но локомотивом этой истории была Элина Авраамовна Быстрицкая. Она движущая сила, она решала все вопросы, от эскиза до скульптуры, - у нее очень хороший вкус. Ксения Рубцова и Элина Быстрицкая сделали большое дело. Все остальное не имеет значения.

Скульпторы Согояны любезно предоставили нам один из эскизов будущего памятника.

"ОНИ НАЗЫВАЛИ ДРУГ ДРУГА СЕСТРАМИ"

Директор "Дома Людмилы Зыкиной" Ксения Рубцова, кстати, продюсер "Бурановских бабушек", рассказала, что Зыкина и Быстрицкая в шутку называли друг друга сестрами.

- Они совершенно разные и в то же время очень похожи по характеру, а главное - по своей значимости. Обе - патриотки, любят свое Оте­чество, русские душой. И Быстрицкая, и Зыкина - визитная карточка России, они всегда представляли нашу страну в зарубежных делегациях. Одна - царица сцены и экрана, другая - царица песни. У них была общая подруга - министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Фото из семейного архива певицы и торгового дома "Гелос". 

ЗВОНОК РОДСТВЕННИКАМ

Мы позвонили племяннику Людмилы Зыкиной - Сергею. Вдруг мы что-то не поняли и случайно обидели чудесного человека. Вот что нам ответил Сергей:

- Памятник на могиле Людмилы Георгиевны появится, но не на деньги от аукциона. Аукцион - это долгая история и вынужденная мера. Нам помогли спонсоры еще задолго до аукциона. На открытие памятника была нужна приличная сумма и на дальнейшие наши планы - у нас много задумок. А денег не было ни на что. Но я не понимаю: почему вы спрашиваете о деньгах? При чем здесь деньги? Зачем вам это знать? Считайте, что с неба упало. А памятник мне нравится.