Выиграет ли потребитель от запрета рекламы лекарств?

Эксперты убеждены, что введение ограничений, которые предлагают депутаты, будет иметь больше минусов, чем плюсов.

Чиновники хотят решать за нас, какие выбирать таблетки. Фото Thinkstock.

ПОСЛЕДСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ПЛАЧЕВНЫМИ

В Верховной Раде сейчас находятся на рассмотрении сразу два законопроекта, цель которых - ограничение рекламы лекарств. Это уже третья попытка за последние два года депутатов вмешаться в ситуацию с продвижением медпрепаратов на украинском рынке. 

- Реклама медпрепаратов в СМИ и на внешних рекламоносителях приводит к тому, что люди без предварительных консультаций с врачом покупают и принимают лекарства, информацию о которых получили из рекламы. При этом они не обращают внимания на то, что их использование может не только не дать желаемого лечебного эффекта, но и даже навредить, - считает начальник управления развития фармсектора Минздрава Людмила Конашевич. 

- Если проанализировать, от чего умирают люди и что продается, мы увидим, что смертность и заболеваемость людей не коррелируется с потреблением лекарств. Умирают преимущественно от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, но больше всего продаются препараты, улучшающие пищеварение, - подчеркивает председатель правления Союза потребителей медицинских услуг, лекарственных средств и изделий медицинского назначения Владислав Онищенко. 

По мнению специалиста, сейчас в Украине происходит абсолютно бесконтрольное назначение и отпуск препаратов. Вместе с этим, подчеркивает он, реклама фармацевтических продуктов важный элемент, который позволяет потребителю осуществлять осознанный выбор лекарственных средств. 

- Единственное, что необходимо сделать сейчас - это обязать рекламодателей осуществлять деятельность в строгом соответствии с законодательством и четко контролировать процесс, - считает Онищенко. 

В ПОИСКАХ ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ

Эксперты неоднозначно воспринимают подобные инициативы. С одной стороны, действительно законодатель пытается уберечь жителей страны от возможных угроз. Но с другой - делает это неуклюже, нанося социуму, возможно, куда больший вред.

Когда закрывается один источник информации, то люди сразу же находят другой. И в этом случае наверняка им станет Интернет, который сегодня совершенно не контролируется. А то, что черпают из него, может навредить здоровью сильнее, чем даже советы друзей и знакомых, которые украинцы часто берут на вооружение при самолечении. В противовес этому стоит учесть факт, что все же реклама препаратов в СМИ подается только после согласования с узкопрофильными специалистами. 

- Запрет рекламировать лекарства приведет к значимым потерям доходов средств массовой информации и к закрытию некоторых из них. Массовые общенациональные СМИ потеряют примерно 17-20% совокупного дохода, а региональные газеты - до 60%. В итоге уменьшится экономическая независимость СМИ, - отмечает глава УАИПП Алексей Погорелов. - Неизбежно потеряет многое и госбюджет, поскольку поступления уменьшатся как вследствие сокращения в медийной отрасли после закрытия изданий, так и вследствие уменьшения продаж.

А ПОЧЕМУ БАДАМ ДАЮТ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ?

В очередной раз удивляет и то, что в законе нет ни слова о правилах рекламирования БАДов. Конечно, это не лекарства, но и пищевые добавки могут нанести немалый вред здоровью. Более того, если разбирать обращения граждан в Минздрав, Гослекинспекцию и правоохранительные органы, то можно заметить, что большинство случаев связаны с мошенничеством с БАДами. Наивных покупателей, преимущественно пенсионеров, производители и продавцы пилюлек "разводят" на крупные суммы, выдавая БАДы за сильнодействующие и безопасные лекарства от порой неизлечимых болезней. Возникает вопрос – почему депутаты все время об этом говорят, но никак не придумают закон, реально защищающий людей? Может, потому, что механизм для регулирования такого рынка очень сложно найти, да и особый социальный бонус и огласку такая инициатива не даст. 

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬ

Лекарствам "нет", знахарям - "да"

Все запрещено, кроме рекламы, которая размещается в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также которая распространяется на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Также запрещается реклама допинговых средств и методов их использования в спорте.

Кроме того, запрещается реклама сеансов массового целительства. При этом услуги целителей разрешены при условии, что у них есть специальное разрешение на занятие народной медициной. 

КОМПЕТЕНТНО

Глава Комитета по медицинскому праву Ассоциации юристов Украины Елена Беденко-Зваридчук:

- Категорично сказать, что запрет рекламы лекарства принесет значительную пользу, как то: уменьшение случаев самолечения и вызванных бесконтрольным применением лекарственных средств побочных и непредвиденных реакций, в том числе  летальных исходов - ожидать не стоит. Причин тому несколько: менталитет украинцев, которые считают, что рядовой пациент умнее и грамотнее врача и может на свое усмотрение менять схему лечения. Еще момент: пару дней назад была свидетелем того, как пациент покупал антибиотик. Провизор в категоричной форме начал "советовать" приобрести пробиотики: "Они же всегда назначаются вместе с антибиотиками!" В связи с тем, что в законопроектах четко не прописан запрет на скрытую рекламу препаратов со стороны сотрудников аптек, последние будут и далее "консультировать" пациентов и продавать, по их мнению, нужные препараты.

А КАК У НИХ? 

Реклама лекарств, на которые не требуется рецепт, разрешена в США и большинстве стран ЕС, а также во всех странах СНГ, за исключением Азербайджана. В некоторых странах (Великобритания, Польша, Казахстан и Киргизия) создали организации, которые отслеживают рекламу фармкомпаний.

В России реклама разрешена, но есть ограничения: например, запрещено использование образа медицинских работников и вся реклама должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях.