"Малышовая зона"

В Черниговской женской колонии создали условия, позволяющие женщинам находиться со своими детьми круглые сутки.

Малыши, которым не досталась отдельная комната, спят в общей спаленке. Мамы приходят к ним утром.

В крохотном пространстве умещаются две кровати - детская и взрослая, есть столик и узенький шкафчик. Сан-узел один на двоих с соседкой. И это, поверьте, настоящая роскошь в условиях колонии! Только недавно она стала доступна женщинам, которые стали мамами в неволе и отбывают наказание в Черниговской исправительной колонии № 44.  

Белое двухэтажное здание детского дома находится в периметре, отгороженном от мира колючей проволокой. От основной территории колонии "малышовую зону" отделяют ворота с охраной. Вот, пожалуй, и все отличия. В остальном это обычный детский садик с игровой площадкой, качелями-каруселями, музыкальной, спортивной комнатами и уютными спальнями. Сейчас здесь живут 24 ребенка - трое до года, остальные в возрасте до трех лет. Благодаря проекту, который был реализован совместно со Швейцарским фондом сотрудничества в Украине, одиннадцать малышей получили возможность день и ночь находиться вместе с мамами. 

30-летняя Светлана из Обухова (Киевская область) - одна из тех, кто находится вместе с дочкой в отдельных апартаментах.

- Теперь мне есть для чего жить, - шепчет женщина, нежно поглаживая светлую прядку спящей девочки. - А раньше врачи говорили, что не будет детей. Вот и случилось со мной всякое… 

О прошлом Света говорит нехотя, будто выдавливая из себя слова.

- Семья у меня хорошая. Папа - учитель, мама - медсестра. Жили хоть и небогато, но нужды я ни в чем не знала. Еда, одежда - все было. Каждое лето вместе с родителями к морю ездила. После школы в колледж поступила, но всего два курса проучилась. За участие в грабеже получила пять с половиной лет. Освободилась досрочно, замуж вышла… А потом попалась на краже телефона. О том, что беременна, узнала в СИЗО - на шестом месяце, оказывается, уже была.

Когда мы встретились, Свете до освобождения оставалось всего 9 дней. Вместе с Сонечкой, которой исполнилось 2,5 года, дома их ждут папа и дедушка с бабушкой. Светлана просто лучится радостью, обещая, что теперь в ее жизни не будет ничего плохого, а дочке она даст все, что сама имела в детстве. 

Так клянется каждая, но…  Директор детского дома Елена Самовская листает альбом с фотографиями, которые ей присылают с воли.

- Вот две женщины из Запорожья. В колонии подружились, освободились практически в одно и то же время.  Домой уехали с детками. У одной жизнь благополучно сложилась, а другая опять к нам в колонию вернулась. Наркотики - вот оно самое зло.

В Черниговской исправительной колонии отбывают наказание женщины, которые были судимы уже не раз. Мамочек с детьми или беременных сюда свозят со всей Украины. Еще один детский дом работает в Одесской колонии, где сидят впервые судимые. 

Правильно или нет держать детей в тюрьме - споры об этом не утихают и по сей день. Но большинство склоняются к мысли, что все же правильно. Речь ведь идет о комфорте ребенка. Как ни смотри за ним, как ни ухаживай, как ни корми, а если мамы рядом нет - нет и настоящего тепла. Даже те, кому в Чернигове не досталось отдельной комнаты - а полностью осуществить проект не позволяют площади старого здания, - находятся рядом с сыном или дочкой целый день - играют, кормят, учат, укладывают спать. Ночевать только уходят в общие бараки, или, как здесь говорят, общежитие. 

Декретный отпуск на зоне соблюдается строго. Еда, обеспечение - все за государственный счет. 

В садике на территории колонии дети могут находиться только до трех лет. После либо малышей разбирают родственники (если маме еще сидеть и сидеть), либо отправляют в Путивль - в детский дом. К счастью, как говорит Елена Самовская, такие случаи редки. В прошлом году только один ребенок ушел в интернат, остальные - в семьи. 

Фото автора.