Жизнь по комиксам

У Голливуда радостный год. Миллиарды долларов уже в кармане, а самые кассовые премьеры только вываливаются.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

Вслед за исключительно высокодоходными "Мстителями" прут "Люди в черном-3", "Мадагаскар-3", "Темный Рыцарь: возрождение легенды" (третья часть трилогии о Бэтмене), "Наследие Борна" (четвертый фильм серии), "Вспомнить всё" (ремейк блокбастера 90-х), "Неудержимые-2"... Обычно около 40% сборов в кинотеатрах от голливудской продукции приходится на лето, и в этом году оно обещает стать рекордным. Но какое же убогое это зрелище! Как хочется, чтобы все эти "мстители" с "не­удержимыми" поскорее ликвидировали друг друга и кинотеатры, по крайней мере наши, расчистились бы для умного, одухотворенного кино!

* * *

Куда ни глянь - ремейки, сиквелы, экранизации комиксов, настольных детских игр (уже в работе фильм по игре "Монополия", а в 2014 году выйдет в свет повествование о конструкторе "Лего"). Набор из 3D-мультиков, спецэффектов, жестокости и пошлости в разных вариациях.

По расчетам Голливуда, чтобы принести достаточно денег, кинолента должна понравиться по крайней мере двум из четырех категорий зрителей: молодым мужчинам, девушкам, зрелым мужчинам, зрелым женщинам. Скажем, если это боевик, ориентированный на молодых мужчин, значит, надо встроить в него любовную историю, способную завлечь девушек. В последние годы один из этих квадратиков - мужчины в возрасте до 25 лет (прежде всего подростки в возрасте от 15 до 18 лет, ибо никто другой с такой частотой в кино не ходит) - стал у продюсеров приоритетным. 

Мечта, а не аудитория. Ничего ей, кроме драк, секса, ужасов, громких звуков и изощренной компьютерной графики, говорят, не нужно. Идеал - перемешать составляющие в какой-нибудь яркой, хотя и ненаучной, фантастической истории. Отсутствие связи с реальностью, как, впрочем, и глубины, только приветствуется. Рассуждения о том, что кинематограф должен обогащать молодежь, развивать ее духовно, "засуньте себе в задницу" (это выражение наряду с "надеру тебе задницу" и "поцелуй мою задницу", кажется, наиболее популярно в современном Голливуде, горячо поддержавшем решение президента США Барака Обамы благословить гомосексуальные браки).

Однако проблема усугубляется тем, что за американских недоумков-тинейджеров теперь, по-моему, держат всех нас. Или последовательно пытаются нас в них превратить. 

Конечно, действия киностудий можно объяснять сугубо коммерческими соображениями. "Бэтмен", "Люди в черном", "Лего" - узнаваемые бренды, позволяющие экономить на раскрутке "произведений искусства". Посыл: "Раз сходили, сходят и еще. Зачем рисковать? Вдруг деньгу не слупим?" Видный британский кинокритик Барри Норман отмечает: "Если бы легендарный режиссер Орсон Уэллс появился сегодня (в Голливуде) с идеей фильма "Гражданин Кейн" (часто признаваемого по итогам опросов экспертов лучшим фильмом за всю историю. - 

Д. В.), его бы выставили за дверь. Остаться ему могли бы разрешить только в том случае, если бы он хотел сделать ремейк "Гражданина Кейна", но, возможно, и это не позволили бы по причине того, что (это кино) чересчур серьезное и заставляющее мыслить". Бабло убило мысль.

*  *  *

И попутно исчезает понимание, чем живут другие народы, особенностей национальных культур. Искажаются история и современность. Главное - чтобы все трактовалось одинаково, даже если упрощенно и(или) лживо. 

Исследование, проведенное учеными Университета Вашингтона из Сент-Луиса, выявило: красочные фантазии затмевают в головах студентов реальные сведения, почерпнутые из книг. В тех случаях, когда события в фильмах соответствовали текстам в учебниках, верное воспроизведение информации увеличивалось на 50%. Но с такой же частотой кинематографические "изыски" и откровенная деза стирали достоверные знания. 

Среди прочих испытуемым были продемонстрированы такие фильмы, как "Мария Антуанетта", где толпа, штурмующая Версаль, замирает при появлении героини на балконе - якобы из пиетета, хотя на самом деле французы люто ненавидели даму; "Амадей", в котором весело пукающий Моцарт чем-то похож на придурковатых, но смекалистых киношных "афроамериканцев"; "Последний самурай", в котором американские солдаты, а не французы, как это было на самом деле, приезжают в Японию, чтобы помочь императорской армии в подавлении восстания одного из кланов… Вероятно, большинство американских (да и наших) подростков уже убеждены: египетские пирамиды были построены при помощи мамонтов и скрывают космические корабли инопланетян.

Но это игры с прошлым. Еще хуже, когда с настоящим. Отвратителен фильм "Диктатор", в котором британский комик Саша Барон Коэн пытается создать образ этакого типичного правителя ближневосточной страны (точнее, всех государств региона, кроме Израиля) и ее жителей. Он - тиран и самодур, они - варвары. Юмор не просто ниже плинтуса - юмор помойной ямы. Почему эта гадость показывается в столь большом количестве наших кинотеатров? Чтобы меньше озадачивались люди, почему на самом деле был ликвидирован Муамар Каддафи или почему палестинцы обитают в концлагерях?

*  *  *

Обратил ли кто-нибудь из вас внимание на то, что общего у лучших фильмов, боровшихся за "Оскары" в этом году ("Артист" Мишеля Хазанавичуса, "Хранитель времени" Мартина Скорсезе, "Полночь в Париже" Вуди Аллена и "Боевой конь" Стивена Спилберга)? Тоска по прошлому, порой светлая, порой болезненная. 

У Скорсезе и Аллена даже место и время почти совпадают - Париж, первая половина минувшего века. 

Герои Скорсезе идут на фестиваль немого кино, чтобы посмотреть на прототипов героев Хазанавичуса. 

Герой Спилберга, юноша, недоумевающий, почему его отец, участник англо-бурской войны, выбросил все свои награды, в том числе орден за доблесть, обескуражен ответом матери: "Он не хочет гордиться тем, что убивал". "Я бы гордился. Если бы воевал, если бы спасал товарищей..." - "Я не спорю, но ты только подумай, какое нужно мужество, чтобы не гордиться этим". И вот юноша уже сам на фронте. И это опять Франция, Первая мировая. Но немцы в отличие от афганцев, иракцев и прочих "ближневосточных дикарей" изображаются как нормальные люди, помогающие юноше из стана противника высвободить из проволоки коня. 

Лишились многогранности современные "враги" и "герои" Америки в фильмах широкого проката. И ни Спилберг, и никто другой из вышеперечисленных выдающихся режиссеров никогда не решится снять об этом кино. Западло - уплывет бабло.

Другой век. Другая мораль. Другие действующие лица. Из комиксов.