Запутавшиеся в сетях

Из года в год исследования дают одну и ту же картину: 90 процентов офисных сотрудников используют служебный компьютер в личных целях.

Виртуальный мир очень затягивает…Фото Максима ЛЮКОВА.

Причем это еще по-божески: каждый третий опрошенный признается, что, если бы не "всевидящее око шефа", он вообще использовал бы рабочий комп и доступ к Интернету на полную катушку!

"ТОЧЕЧНАЯ" ТАКТИКА

Уж чего-чего, а свободного времени у многих украинцев на работе - хоть отбавляй (правда, и зарплаты соответствующие). Безделью на рабочем месте посвящены многочисленные форумы в Сети, на которых сотрудники делятся опытом, как скрасить часы томления на работе. Оказывается, спектр занятий весьма широк: от самообразования и чтения книжек до компьютерных игр и виртуальных знакомств. А еще общение в аське, просмотр клипов и фильмов и, разумеется, посещение социальных сетей - если заниматься всем этим хотя бы понемногу, никакого рабочего времени не хватит!

Конечно, работодатели вполне могут ограничить доступ к Интернету, но по каким-то причинам очень часто не делают этого. Психологи поясняют: если при существующих мизерных зарплатах лишить сотрудников еще и этих последних "радостей жизни", мотивации ходить на работу может и не остаться!

- Нельзя платить людям смешные деньги, да еще и при этом абсолютно все запрещать - они просто сбегут! - поясняет психолог Марина Деркач. - Поэтому работодатели предпочитают действовать "точечно": например, разрешая пользоваться Интернетом, запрещают пользоваться аськой. К тому же начальство прекрасно понимает, что мало какой сотрудник способен уделить работе весь восьмичасовой рабочий день, ни на что не переключая внимание. А способ отвлечься у каждого свой.

КАЖДЫЙ ДЕНЬ - КАК НА РАБОТУ!

Как показал опрос, проведенный порталом rabota.ua, преобладающее количество пользователей (93 процента) вхожи в социальные сети, причем две трети опрошенных посещают любимые странички каждый день! Напомним, что исследование, проведенное ранее, продемонстрировало, что наши соотечественники проводят в соцсетях по 7 часов в неделю, причем большинство этого времени люди тратят именно на рабочих местах.

Три четверти украинцев завели странички ВКонтакте, около половины "висят" на Фэйсбуке (подробнее - см. инфографику).

В основном мы посещаем социальные сети с целью пообщаться с друзьями: узнать новости от них и поведать что-то новенькое о себе. Только четверть опрошенных используют соцсети по работе хотя бы условно - общаются там со своими коллегами и партнерами. 

Кстати, результаты опроса портала показали, что поиском работы в социальных сетях занимались чуть более четверти украинцев. Соответственно три четверти подобную практику не использовали.

ЧТОБЫ НЕ БЫЛО МУЧИТЕЛЬНО БОЛЬНО…

Тот же опрос показал, что пятая часть опрошенных никоим образом не ограничивает доступ к своей страничке - личную информацию могут просматривать все кому не лень. При этом каждый третий (32%) сообщил, что его страничку могут просматривать только друзья, а каждый седьмой (14%) открыл доступ к страничке в социальной сети для своих друзей и их друзей. Эксперты предостерегают: излишняя откровенность и даже бесшабашность в этом вопросе вполне может довести до увольнения!

- Социальные сети достаточно часто посещают работодатели, проверяя информацию о потенциально возможных и действующих сотрудниках. Результатом этих проверок может стать, соответственно, отказ в приеме на работу или увольнение, - отметил "Комсомолке" ведущий эксперт украинского рынка труда, управляющий партнер рекрутинговой компании SM Consulting Сергей МАРЧЕНКО.

По его словам, если факт биографии соискателя можно трактовать двояко, HR-менеджер изберет ту трактовку, которая говорит о кандидате наихудшим образом. Поэтому эксперт советует подходить к размещению информации о себе взвешенно, исключая неоднозначные или негативные трактовки. Также есть смысл регистрироваться в социальных сетях под разными профилями: официальным (серьезным, с ФИО), на который впоследствии и попадут "проверяющие", и обычным, в рамках которого вы будете общаться с друзьями.

- Интерес кадровиков и служб безопасности к социальным сетям велик, поскольку там есть определенная пища для анализа, - продолжает Марченко. - Например, по подборке "друзей" и членству в группах можно судить об интересах и степени распущенности кандидата, а оформление его странички расскажет о вкусе и литературном таланте. Одна беда - вряд ли эти сведения могут говорить о человеке с профессиональной точки зрения. На мой взгляд, единственное, что может быть действительно полезно работодателю, - это время, проводимое кандидатом в социальных сетях, ведь чаще всего оно отнимается именно от рабочего времени! 

Каким социальным сетям вы отдаете предпочтение?* 

72% ВКонтакте 

48% Фэйсбук 

35% Одноклассники 

15% Гугл+ 

11% Линкедин

9% Твиттер

Как часто вы посещаете свои страницы в соцсетях?* 

68% каждый день 

20% 3-4 раза в неделю 

7% несколько раз в месяц 

С какой целью вы посещаете соцсети?* 

67% пообщаться с друзьями 

46% найти интересующую меня информацию 

40% отвлечься 

32% поделиться своей информацией 

29% чтобы быть в курсе последних событий 

24% для общения с коллегами и партнерами

*По данным исследования, проведенного порталом rabota.ua 

КСТАТИ

Бизнес-инструмент

Сегодня социальные сети в компаниях используются в качестве рабочих инструментов. Часто сообщения через интернет-мессенджеры доходят быстрее, чем по корпоративной почте. Через Скайп устраивают видео или звуковые конференции, а в Фейсбуке в закрытых группах обсуждают корпоративные новости.

Также социальные сети признали одними из лучших рекламных компаний, которые очень эффективно продвигают тот или иной товар или услуги. Сейчас около 80% компаний мира используют этот интернет-ресурс для маркетинговых целей. 

Согласно последним прогнозам, к 2014 году менее чем в 30% крупных мировых компаниях будут блокировать доступ сотрудников к социальным сетям. В то же время в 2010 году этот показатель составлял 50%. 

ИССЛЕДОВАНИЕ

Согласно исследованию, проведенному компанией TNS Ukraine, если в 2008 году среднесуточная аудитория социальных сетей составляла около 25 процентов регулярных пользователей Интернета, то в конце 2010-го таковых было уже 37 процентов. Типичный украинский пользователь "Одноклассников" и "ВКонтакте" - это женщины в возрасте от 20 до 29 лет, Facebook - чаще всего мужчины этой же возрастной категории. 

Большинство украинцев, пользующихся основными социальными сетями, относят себя к среднему классу (с доходом 2500-3999 грн. на человека в месяц) с оптимистическим взглядом на жизнь.