Канны-2012: долго мучилась старушка, или "Любовь" и голуби

Подведены итоги Каннского кинофорума.

Спустя три года режиссер Михаэль Ханеке (второй слева) вновь стал триумфатором Канн. Приз за свой фильм «Любовь» он получал вместе с актерами 82-летней Эмманюэль Рива и 85-летним Жан-Луи Трентиньяном.

БЕЗ ИНТРИГИ

Накануне церемонии закрытия в Каннах разразился многочасовой ливень с громом и молниями, которые словно бы прогнозировали то состояние, в которое погрузит некоторых наблюдателей решение жюри, явившее из себя смесь недопонимания с недомыслием.

Конкурс этого года был довольно сильным и интересным, хотя добрая треть представленных в нем произведений являлась откровенным балластом и наблюдалось большое количество откровенно провальных работ - как классиков, так и подававших надежды кинематографистов ("Космополис" Кроненберга, "За холмами" Мунджу, "Как некто влюбленный" Киаростами).

Тем не менее если в прошлом году еще до начала фестиваля было ясно, что "Золотую пальму" непременно отдадут "Древу жизни", то в этом столь же однозначного фаворита не было, как не было, с моей точки зрения, и шедевров. Скрепя сердце, в фавориты и шедевры можно было зачислить "Любовь" Михаэля Ханеке, которой и досталась в итоге "Золотая пальма". Вероятно, это и вправду "шедевр", но из тех, которые, при всем почтении, не сильно хочется снимать с пыльной полки.

Лучшим актером стал выразительный красавец актер из Дании Мадс Микельсен. 

Не лучший опус выдающегося австрийского режиссера (его предыдущий фильм "Белая лента" три года назад удостоился "пальмы" куда более заслуженно)  - еще одна хроника объявленной смерти (в мучениях умирает старушка, за ней ухаживает ее еле живой супруг), окрашенная, впрочем, в сочувственные тона, весьма редкие для автора "Пианистки" и других не менее жестких картин. Так, залетевший в квартиру к парижским пенсионерам голубь в "Любви" выбирается из нее живым, птичке в "Белой ленте" повезло меньше: ей ножницами отрезали голову. 

Одним из самых ярких каннских дуэтов стали актер Антонио Бандерас и топ-модель Каролина Куркова, которые встретились на сцене во время проходвишего в рамках фестиваля аукциона по борьбе со СПИДом. 

За этот неожиданный гуманизм Ханеке, думается, и был вознагражден жюри под председательством итальянского режиссера Нанни Моретти, известного своим  пристрастием  к общечеловеческим ценностям. Особо было подчеркнуто, насколько сильно режиссер обязан двум своим действительно прекрасным актерам - 85-летней Эмманюэль Рива и 82-летнему Жан-Луи Трентиньяну. Последний, с огромным трудом выйдя на сцену, уже своим появлением заставил зал расчувствоваться. Попробуй тут не награди!    

В ПЛЕНУ ШТАМПОВ

Столь же предсказуемым образом решилась и судьба Гран-при. Его итальянец Нанни Моретти просто не мог не выписать итальянцу Маттео Гарроне за сатирическую трагикомедию "Реалити". По сюжету неапольский продавец рыбы (сыгранный непрофессионалом, отбывающим уголовный срок) мечтает попасть в реалити-шоу с такой остервенелостью, что у него едет крыша: реальность отступает под натиском желания стать частью "реалити".

Как и картина Ханеке, работа Гарроне (это второе каннское Гран-при режиссера, первое настигло его за "Гоморру") очень традиционна, если не сказать старомодна, и апеллирует к зрительской ностальгии по классическому авторскому кино.

Чтобы хоть как-то уравновесить респектабельный, но мертвящий консерватизм с живительной "дикостью" современного молодого кино, жюри обратилось в противоположную сторону и из всех имевшихся в конкурсе выкрутасов и экспериментов выбрало самый худший - вещь мексиканца Карлоса Рейгадаса c непереводимым названием Post tenebras lux.

Автора этой непроходимой мути, полной заскорузлых штампов "авторского кино" в самом худшем смысле этого слова (от издевательств над собаками до антисанитарного группен-секса), которому явно не дает покоя "Зеркало" Андрея Тарковского, вознаградили призом за режиссуру. 

Николь Кидман представила в Каннах психологический детектив "Газетчик". Увы, ее мастерски сыгранная эротическая героиня осталась без главного приза.

Столь же тонкое понимание современного кино обнаружило жюри, выписав сразу два приза неудачной картине румына Кристиана Мунджу "За холмами" и таким образом продлив агонию окончательно выдохшейся "новой румынской волны".

История о монашке и ее бывшей любовнице, сделавшейся бесноватою в православном монастыре, размазана на изнурительные два с половиной часа и полна бесконечных повторов - как же не дать за такое приз за лучший сценарий? Актрисы Кристина Футур и Космина Стратан сделали все для того, чтобы зритель возненавидел их положительных героинь и желал им гореть в аду задолго до того, как их отправили туда православные монахи, - как же не отметить девушек как лучших актрис?

За мужскую роль был вознагражден датчанин Мадс Микельсен, эффектно сработавший в примитивно сделанной драме "Охота" Томаса Винтерберга. Его герой - детсадовский  работник, обвиненный 5-летней девочкой в сексуальных домогательствах по причине неразделенной детской любви. Эту награду, как и приз жюри, доставшийся прелестной социальной комедии Кена Лоуча "Доля ангелов", можно отнести к разряду вменяемых. 

Фото Рейтер. 

Победители КаНН-2012 

"Золотая пальмовая ветвь": "Любовь", режиссер Михаэль Ханеке (Франция)

Гран-при: "Реальность", режиссер Маттео Гарроне (Италия)

Приз жюри: "Доля ангелов", режиссер Кен Лоуч (Великобритания)

Лучший актер: Мадс Миккельсен (Дания) за фильм "Охота"

Лучшая актриса: Космина Стратан, Кристина Флутур за фильм "За холмами"

Лучший режиссер: Карлос Рейгадас (Мексика) за фильм "После мрака свет"

Лучший сценарий: "За холмами", режиссер Кристиан Мунджиу (Румыния)

"Золотая камера" за дебютный фильм: "Звери дикого Юга", режиссер Бен Зейтлин (США)

4 "Золотая пальмовая ветвь" за короткометражный фильм: "Тишина", режиссер Л. Резан Езилбас (Турция)

"Особый взгляд"

Главный приз: "После Люсии", режиссер Мишель Франко (Мексика)

Приз жюри: "Большая ночь", режиссеры Бенуа Делепин, Гюстав де Керверн (Франция, Бельгия)

Лучшие актерские работы: Сюзанн Клеман ("В любом случае Лоуренс", Канада), Эмили Декьенн ("Любить без причины", Франция)

Специальное упоминание жюри: "Дети Сараево", режиссер Айда Бегич