Лидер сборной Украины по прыжкам в воду Илья Кваша: "Полтора месяца работал с психологом"

"Комсомолка" начинает цикл публикаций о наших олимпийских надеждах.

Илье не привыкать получать медали и чемпионские букеты, стоя на пьедестале.

Илья Кваша стал одним из героев чемпионата Европы по прыжкам в воду, который закончился несколько дней назад в Нидерландах. Украинец выиграл "золото" на метровом трамплине и в паре с Алексеем Пригоровым взял "бронзу" в синхронных прыжках с трехметрового трамплина. 

В 2010 году Илья Кваша стал лучшим прыгуном в воду в Европе. В Украине ему не было равных ни на одних соревнованиях. Да и в Старом Свете большинство атлетов уже смирились с тем, что не могут обыграть николаевского вундеркинда. 

В спортивных кабинетах Украины примеряли Кваше очередные медали международных соревнований и считали его реальным кандидатом на лондонскую медаль. 

И вот накануне чемпионата мира-2011 пришла шокирующая информация. В Киеве на чемпионате Украины Илья во время выполнения прыжка, который он до этого успешно делал тысячи раз, ударился головой о трамплин, потерял сознание, ушел под воду и был доставлен в больницу… К счастью, здоровый организм спорт­смена выдержал удар, и Кваша быстро вернулся в строй. Но квалификационный на Олимпиаду чемпионат мира Илья пропустил. Однако он не упустил последний шанс и завоевал индивидуальную олимпийскую лицензию на Кубке мира, который прошел в Лондоне. 

"Страх присутствовал. И очень большой"

- Илья! Доволен, что смог добыть лицензию на Олимпиаду? 

- Конечно! Сейчас уже все мысли об Олимпиаде. Очень не хотелось упустить свой шанс. 

- Обидно было получить такую травму накануне лицензионного чемпионата мира? 

 - Травмы никогда вовремя не бывают. А эта была очень серьезная и совсем некстати. Мы на протяжении нескольких месяцев готовились к чемпионату мира. И все эти старания и надежды разрушились в долю секунды. 

- Почему тогда произошла эта ошибка? 

- Мы пытались разобраться, но так и не пришли к единому мнению. Спорт есть спорт. Травмировались в истории прыжков в воду и намного более титулованные спортсмены. Как-то не рассчитал, близко пошел. 

- Психологически было сложно вновь заставить себя выполнять ваши рискованные прыжки? 

- Было очень сложно и физически, и психологически. После травмы у меня была возможность 3 месяца не выступать. Но мы посоветовались с тренером и решили, что после такого большого перерыва будет очень сложно восстановиться. Поэтому выдержал 1,5 месяца, которые требовали врачи, и приступил к тренировкам. Мы решили выступить на Универсиаде. Причем довольно быстро прошел всю программу, которую прыгал. А вот прыжок (три с половиной сальто назад из передней стойки), на котором ударился, сделал за день перед отъездом - буквально перед поездом. 

- Неужели совершенно не было страшно? 

- Со мной полтора месяца работал психолог. Страх присутствовал. И очень большой. Самое сложное было начать   вращение назад из передней стойки. Было такое чувство, что начну и опять ударюсь. 

- Но уже преодолел последствия? 

- Да, уже ничего не беспокоит. 

Илья в паре с Алексеем Пригоровым к индивидуальному "золоту" добавил еще и "бронзу".

"Хотелось бы повторить успех 2008-го"

- А неужели до травмы чувство страха было незнакомо. 

- Оно всегда присутствует. Особенно после отпуска или перерыва в тренировках. Начинаешь сначала вспоминать легкие элементы, потом более сложные. А когда потом доходишь до самых сложных, то поначалу очень страшно. Но потом ты делаешь несколько раз эти прыжки и обретаешь уверенность.  

- Слава богу, что ты смог расправиться с этой травмой и добыть лицензию. Какие надежды на  Игры в Лондоне? 

- Хотелось бы повторить успех 2008-го и вернуться с медалью. Но теперь я стал более скептически к этому относиться. Мы ставили большие планы на чемпионат мира, а видите, как все обернулось. Поэтому я теперь не загадываю. Надо сделать, а потом смотреть. И сейчас надо думать, как попасть на Игры, а уже потом идти дальше. 

- Пекинские эмоции после выигрыша медали в твоей памяти остались? 

- Конечно. Даже не верится, что уже прошло почти четыре года. Такое впечатление, что это было вчера. И все повторяется. Правда, тогда я участвовал в чемпионате мира, но не смог отобраться в личных соревнованиях на Олимпиаду. А потом достаточно легко добрал на Кубке мира. Надеюсь, и сейчас так получится. 

- На Олимпиаде вы были совсем недалеко от серебряной медали. Не было обидно, что чуть недотянули. 

- Нет. Когда на табло высветилось, что мы третьи, то как будто пол ушел из-под ног. Потому что это олимпийская медаль. И многие люди всю жизнь идут к этой цели и не всегда получается. Я просто не мог поверить, что, первый раз попав на Олимпиаду, мы сразу возвращаемся с медалью. 

- Сложнее завоевать медаль в синхронных прыжках или в индивидуальных?

- В индивидуальных на Олимпиаде прыгают 36 человек, а в синхронных 8 пар. Но конкуренция в синхроне очень выросла за последние 4 года. Поэтому везде надо прыгать без ошибок на очень высоком уровне с очень высоким коэффициентом сложности прыжков. Если в 2008 году у нас с Лешей Пригоровым была самая сложная программа, то сейчас такую программу уже прыгают как минимум 5 пар. Поэтому надо идеально исполнять, как китайцы, и мы сейчас работаем над этим. 

"Олимпийская медаль практически открывает все двери"

- Получил преференции в жизни как олимпийский призер? 

- И в финансовом плане стало полегче, и в Николаеве квартиру подарили. Новые знакомства, возможности. Олимпийская медаль практически открывает все двери. 

- Несколько лет назад тебе предлагали сменить гражданство, и ты рассматривал этот вариант, но потом передумал. Почему? 

- В конце 2009 года закрыли бассейн в Николаеве, и нам в течение 7 месяцев просто негде было тренироваться. И было неизвестно, откроют ли этот бассейн вообще. И тут белорусы предложили великолепные условия, и уже в 2010-м я мог на чемпионате Европы выступать за их сборную. Но президент Федерации прыжков в воду Украины Игорь Лысов нашел тогда решение вопроса. Он выделил нам федерационную квартиру в Киеве на неограниченный срок. К тому же дал нам возможность полноценно тренироваться в столице. После этого мы с тренерами решили никуда не уезжать из родной страны и не жалеем об этом. 

- Кто тебя поддерживает в жизни? 

- Главная поддержка от родителей. Они всегда рядом! И, конечно, друзья. 

Когда у меня была травма, меня не оставили в одиночестве с моей проблемой друзья из Германии, Мексики, Канады. Это все звезды прыжков в воду. У нас сложилась интернациональная семья. И эти ребята звонили, поддерживали и очень помогли мне. А в Украине мы всегда вместе и живем на сборах, и дружим с Лешей Пригоровым и Костей Миляевым. У меня есть два родных брата, и эти двое таких же (смеется). 

Фото из архива "КП".