Канны-2012: Сказки Андерсона и романтическая дурочка Юппер

Крупнейший кинофестиваль мира близится к концу: победители станут известны уже в эти выходные. Наш корреспондент продолжает смотреть фильмы конкурсной программы.

Брюс Уиллис в «Королевстве полной луны» ищет пропавших мальчика и девочку. Они удачно от него скрываются и по ходу дела даже женятся.

В этом году фестиваль открылся фильмом культового американца Уэса Андерсона "Королевство полной луны". В актерском ансамбле - Брюс Уиллис, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон... Но главные роли отданы детям. 

По сюжету 12-летний сирота Сэм совершает побег из лагеря скаутов, где чувствует себя белой вороной. К нему присоединяется влюбленная в него сверстница из "хорошей семьи". В то время как идут их беспрестанные поиски, детишки умудряются пожениться... 

Великолепно сделанный, до мельчайшего нюанса отточенный фильм больше всего напоминает штучно исполненную шкатулку (без всякого, впрочем, секрета), чудный кукольный домик, играть в который надоедает уже через полчаса. 

ТРЕНТИНЬЯН ВЕРНУЛСЯ СО СНАМИ И ЛЮБОВЬЮ

Тема ухода из жизни регулярно привлекает к себе великих (и не очень) кинематографистов. Австрийцу Михаэлю Ханеке ("Пианистка", "Белая лента"), к прискорбию, не удалось добавить к ней ничего нового. Его "Любовь" - доскональная хроника умирания, физиологический и психологический очерк процессов, разворачивающихся с телом умирающего и душой его ближних. После двойного инсульта медленно и мучительно прощается с жизнью пожилая пианистка (Эмманюэль Рива). Ее столь же пожилой супруг (не снимавшийся в кино девять лет Жан-Луи Трентиньян) стоически переносит все связанные с этим неприятности, демонстрируя на практике свою любовь к жене, высшим доказательством которой становится ее финальный акт и трагический аккорд - сколь предсказуемый, столь и неизбежный. 

Для оживления камерного сюжета привлечены: некоторое количество снов и старческих галлюцинаций; поимка голубя, залетевшего в квартиру стариков в качестве святого духа; вялые препирательства с буржуазно настроенной дочерью (Изабель Юппер) и бодрящее выяснение отношений с нерадивой русской медсестрой (Динара Друкарова).     

Если "Любовь" - просто не лучший фильм выдающегося режиссера, то новое свершение румына Кристиана Мунжу "За холмами" - вполне себе оглушительный провал. Как и в "Четырех месяцах, трех неделях и двух днях", получивших четыре года назад в Каннах "Золотую пальмовую ветвь", в центре сюжета - отношения двух подруг. Одна, Войчита, - монашка в православном монастыре, вторая, Алина, приехала к ней из Германии, где была на сезонных работах. Девушки вместе росли в детдоме, где между ними случилось нечто вроде лесбийской любви. Временно поселившись в монастыре, Алина делается бесноватою в безуспешной попытке вырвать любовницу из удушающих объятий религии. Потому монахи, привязав ее собачьей цепью к кресту, принимаются усердно изгонять из нее дьявола - и изгоняют-таки, вместе с жизнью!  

Сюжет этот размазан на изнурительные два с половиной часа экранного времени, за которые хочется, чтобы отдала Богу душу не только грешница Алина, но и святая Войчита, беспрерывно лепечущая что-то на одной богоугодной ноте. 

 

Одна из трех героинь Изабель Юппер в картине "В другой стране" ищет приключений на корейском курорте. 

МАЛЕНЬКАЯ СВОЛОЧЬ, УВЛЕКШАЯСЯ ВИСКИ

"В другой стране" - прелестная виньетка корейца Хонг Сангсу: и синефильское подношение французской "новой волне", и лукавая буддистская притча о трех ликах любви, незаметно для окружающих перетекающих друг в друга. Невинное дружеское заигрывание, спелая роковая страсть и болезненное разочарование после развода - все эти состояния у Сангсу изображает многостаночница Иза­бель Юппер. В фильме "В другой стране" икона интеллектуального европейского кино не побоялась предстать в виде романтической дурочки - точнее, сразу трех, поскольку в картине у нее три роли. Всех сыгранных Юппер француженок зовут Аннами, все они забрались зачем-то в курортный корейский Моханг, все являются героинями трех экранных новелл, сочиняемых по ходу фильма студенткой киношколы. Три Анны встречают одних и тех же людей, попадают в похожие ситуации, произносят одни и те же слова, но в упор не идентифицируются окружающими как один человек. Ведь живут они исключительно в голове корейской студентки. 

Не разочаровал живой классик - англичанин Кен Лоуч. Его "Долю ангелов" без всякой натяжки можно назвать восхитительным зрительским фильмом, настоящим хитом. Главный герой - маленькая сволочь Робби, не вылезающий из спортивных штанов, в связи с рождением потомка мечтает выбраться из криминальной среды, которая ни в какую не хочет отпускать его от себя. Спасение приходит в виде увлечения… виски. Точнее, редчайшими его сортами, выставляемыми на аукцион (богатые русские готовы платить за них по миллиону фунтов). Со своими уморительными напарниками по "условному наказанию" Робби рождает план не столько обогащения, сколько попытки вхождения в "нормальную жизнь". То, какими живыми, густыми красками рисует Лоуч свои незадачливые "отбросы общества", с каким сочувствием к ним относится, вызывает лично у меня восхищение. Вот где, извините, любовь. К людям, к кино и к зрителям.