Мартовский Дед Мороз Виталий Соломин

27 мая исполняется 10 лет со дня безвременной смерти замечательного актера.

 

Я встречался с Соломиным накануне его 60-летия. Моложавый, спортивный, он совершенно не был похож на юбиляра. Помню, он произвел на меня впечатление загнанной лошади - человека, работающего на износ не только потому, что он не мог жить без актерской профессии, но и потому, что она его кормила (в самом начале нулевых актеры, даже звезды, еще не были разбалованы гонорарами, которые сыплются на них сегодня). Тем не менее на поверхностный взгляд интервьюера ничто даже близко не говорило о том, что всего через полгода его не станет. 

- У меня, народного артиста, работающего в старейшем национальном театре страны, зарплата меньше, чем у уборщицы! - горько возмущался тогда Соломин. - Мы с моим другом, известным хирургом, читаем иногда объявления о приеме на работу уборщиц и каждый раз поражаемся: все-таки зарплата у них повыше будет! Я не призываю понизить жалованье уборщицам, я бы хотел, чтобы его повысили врачам и актерам. Знаете, сколько я получаю за работу в спектакле "Свадьба Кречинского"? 30 долларов! А спектакль сложнейший - мюзикл, три часа идет. Я ставил его, чтобы доказать, что актеры Малого могут играть все - и драму, и мюзикл. И играю его не из-за денег, а потому что нравится!

Он совсем не был похож на свои роли. В нем не было ни благодушной рассеянности всенародно любимого доктора Ватсона, ни мягкотелой нерешительности героя "Зимней вишни". Во взгляде актера сквозили жесткость и усталость много повидавшего в жизни мужчины, твердо знавшего себе цену. За несговорчивость Андрей Кончаловский называл его каменным цветком. А еще Соломин занимался боксом и на одной светской тусовке (в 1990-е годы они носили вполне диковатый характер) даже набил какую-то значительную морду: друга защищал. 

Когда мы выходили на интересную ему тему, глаза Соломина загорались - недобрым ли огоньком, детской ли шаловливостью.

- Я люблю устраивать праздники. В театре это знают, их ждут. Осетра однажды достал такой величины, что в печку не помещался. В два приема пришлось запекать. А однажды я в театре Новый год в марте устроил. Скучно стало, и я устроил. С елкой, с Дедом Морозом - все как полагается. 

После ухода Соломина в Малом театре Новый год в марте уже не устраивают...