Бывший диссидент Петр Франко: "О том, кто покоится в детской братской могиле, я узнал из городского архива"

После того, как во Львове установили памятник малышам, замученным энкаведистами в 40-х годах, вокруг монумента накалились страсти.

 Коммунисты считают проблему надуманной и обвиняют галицких патриотов в перекручивании истории.

Напомним, памятник в виде матери, склонившей голову над ребенком, установили на могиле 26 детей, замученных во львовских тюрьмах. Всем им на момент смерти было от одного дня до трех лет.

- У меня есть данные обо всех детях, которые похоронены в этой могиле, - рассказал "КП" глава Львовского областного общества политических узников и репрессированных Петр Франко. - Я не один день провел в городском архиве, изучая документы, и нашел подтверждение тому, что во львовских тюрьмах были жестоко замучены маленькие дети, в возрасте от нескольких дней до года. Мы не могли поставить этот памятник 13 лет. Только в 90-х годах нам удалось установить там хотя бы березовый крест.

Как рассказал Петр Франко, члены общества общались со сторожем Яновского кладбища, который в 40-х годах сам рыл могилы для трупов младенцев. Их привозили сюда из Замарстыновской тюрьмы и "Брыгидок".

- Он уже умер, - говорит Петр Франко. - Во время его ночных дежурств ему приказывали рыть ямы, и однажды он спросил - для кого они. Ему ответили, что здесь закопают детей из тюрем. Тогда у него брали расписки, чтобы он никому об этом не рассказывал, и запугивали.

В то же время коммунисты отрицают факт убийств детей.

- Это все байки и страшилки, придуманные националистами, - уверен председатель Антифашистского комитета Львовщины Александр Калинюк. -  Детей в тюрьмах не было, и уж тем более их там не убивали. Там сидели только преступники, задержанные за конкретные злодеяния. Пусть лучше о себе расскажут, сколько мирных людей погибло от их рук с 22 июня 1941 года по 28 октября 1944-го? Почему они не называют вещи своими именами?

Тем не менее, специалисты утверждают, что в истории есть факты гибели детей в тюрьмах.

- Известно, что в Василианском монастыре в Жовкве нашли около 100 скелетов, среди которых были и детские, - рассказал "КП" историк Илько Лемко. - Теоретически, если такое было в Жовкве, то вполне могло быть и во Львове.

А вот директор музея-мемориала "Территория террора" Тарас Чолий уверен, что только во Львове энкаведисты замучили не один десяток детей. 

- Действительно, ночью из тюрем вывозили мертвых детей, которых часто хоронили между другими могилами на кладбищах, - рассказывает Тарас Чолий. - Сейчас даже эксгумация не поможет установить, сколько именно детей похоронено в одной могиле, так как многие из них были очень маленькие - от дня до года, а в таком возрасте кости еще не сформированы, и спустя 50 лет от них вообще ничего не остается. В пересыльных тюрьмах, которой была и Замарстыновская, и №25, люди могли по году ждать эшелона на Воркуту. Можно себе представить, сколько за 10 лет работы тюрем там могло погибнуть детей, ведь люди содержались в ужасных условиях. В маленькой камере могло находиться 35-40 людей, которые были буквально зажаты друг другом. Среди них были и беременные женщины, которые теряли детей в таких условиях, маленькие дети сами погибали в камерах. Со следующей недели мы начинаем раскопки на территории бывшей тюрьмы №25, чтобы установить, хоронили ли там же под насыпями замученных младенцев. Также мы опрашиваем свидетелей, которые многое помнят и многое могут рассказать об ужасах львовских тюрем. Потом мы выпустим документальный фильм на эту тему. Всего же за три года мы опросили около 150 свидетелей.