Суррогатная мать-героиня из Харькова: "К чужим детям у меня нет никаких чувств, я для них - инкубатор"

34-летняя харьковчанка Лариса Наумова сейчас носит под сердцем уже четвертого малыша "на заказ".

«КП» узнала, каково это - вынашивать чужого ребенка. Фото Thinkstock.

Раньше столь интимной услугой пользовались единицы и тщательно это скрывали. Но после того, как суррогатная мать родила дочь Филиппу Киркорову и факт предали широкой огласке, о "животах напрокат" заговорили уже без стеснений. А чего стыдиться? Ведь именно благодаря таким женщинам сотни бесплодных пар получили уникальный шанс стать родителями генетически родного малыша. Но каково это - девять месяцев вынашивать чужого ребенка? 

МУЖ-МИЛИЦИОНЕР БЫЛ В ШОКЕ

У Ларисы самая обыкновенная внешность - на улицах таких тысячи. На суррогатное материнство харьковчанку толкнуло банальное безденежье. Дело было шесть лет назад. В швейном цеху, где она работала, был мертвый сезон, а зарплаты мужа - рядового милиционера - катастрофически не хватало для семьи из трех человек (у пары подрастал сын). Лариса решила искать подработку. 

- В газете с объявлениями первым прочитала: "Работа для женщин. Выносить ребенка для бесплодной семьи", - рассказывает женщина. - Я записалась на собеседование в Центр суррогатного материнства. Пошла туда, ничего не сказав мужу. Заполнила анкету, а через месяц мне позвонили и сказали, что супруги из Москвы выбрали меня из базы данных и хотят познакомиться.

У 40-летних россиян уже имелось трое собственных детей. Но, оказалось, муж-мусульманин мечтал о большой семье, а жене медики запретили беременеть после трех кесаревых. Лариса согласилась им помочь. 

- А когда дошло до подписания контракта, потребовалось письменное согласие мужа, - продолжает она. - Сказать, что он был шокирован, - не сказать ничего. Даже слушать не хотел. Но в конце концов согласился с моими аргументами: таких денег мы бы никогда не заработали за столь короткое время. К тому же все 9 месяцев я могла быть дома с семьей. 

- А как отнеслись ваши родители? И что, кстати, вы говорили сыну?

- Пока живот был не так заметен, мы отправили трехлетнего сына к моим родителям в село на все лето. Так что обошлось без объяснений. Уже после родов одна любопытная соседка, которая видела меня беременной, поинтересовалась: "С кем вас поздравлять?" Я грозно ответила, что поздравлять не с чем. Больше вопросов не было. 

ГОНОРАРА ХВАТИЛО БЫ НА МАШИНУ

Вынашивая малыша для москвичей, Лариса "прилипла" к ним на весь срок беременности. Общались по телефону, скайпу, электронной почте. 

- Я строго соблюдала все пункты контракта: сдавала вовремя анализы, хорошо питалась, - делится харьковчанка. - А еще сразу уяснила: этот ребенок для меня чужой, я для него всего лишь инкубатор. У генетических родителей взяли биоматериал, и я своими глазами видела, как эмбрион рос в пробирке, а когда достиг нужных размеров - мне его просто подсадили для вынашивания. Так что никаких материнских чувств я к малышу не испытывала.  

Точно в срок Лариса родила девочку и получила гонорар. Сумму женщина отказалась назвать. Лишь намекнула, что этих денег хватило бы на покупку отечественного автомобиля. Но семья решила копить на расширение жилплощади - хотели обменять свою однокомнатную квартиру на "двушку".  

А через три года подоспел новый заказ. Лариса согласилась без раздумий - очень уж все гладко прошло в первый раз. Да и пара из Австрии очень ее растрогала. Русской супруге австрийца Тане к 40 годам так и не посчастливилось стать мамой.  

- Они уже пытались сотрудничать с двумя суррогатными мамами, но эмбрионы не приживались, - вздыхает Лариса. - Поэтому со мной решили перестраховаться - подсадили сразу три эмбриона. И все прижились! Но когда Таня захотела оставить всех, у меня сердце ушло в пятки - это значило, что всю беременность придется лежать.

Благо доктора смогли убедить австрийцев, что вынашивать тройню - большой риск. Они согласились оставить двоих. 

- Последний месяц я пролежала, очень тяжело было ходить, - с ужасом вспоминает женщина. - Зато Татьяна стала мне почти родной - часто звонила, привозила мне импортные дорогие кремы от растяжек, подарки для моего сына. 

На этот раз Ларисе пришлось и с мамой объясняться, когда та заметила округлившийся животик.

- Я не стала юлить и сказала правду, - говорит женщина. - Для мамы это был стресс. Она все причитала: мол, зачем гробишь свое здоровье? Я, как могла, объяснила ей, что мне на здоровье грех жаловаться, а для бесплодной семьи сделаю доброе дело. 

ДЕНЬГи - НЕ ГЛАВНОЕ

Через 9 месяцев Лариса с помощью кесарева воспроизвела на свет двоих мальчиков.

- При выписке из роддома австрийцы меня даже позвали сфотографироваться - настолько мы сдружились. Хотя обычно сурмамам даже не показывают детей. Помню, когда они уезжали, была такая суматоха, мальчики плакали. Татьяна нервничала - бежала то к одному сыну, то ко второму... Я тогда подумала: хорошо, что это не мои дети.

А через 10 дней случилась большая беда в семье Ларисы - погиб в автокатастрофе ее муж. Находиться дома стало невыносимо, и женщина вышла на работу. 

- Все эти два года нас с сыном морально поддерживал друг мужа, а сейчас он зовет меня замуж, - улыбается женщина. - Пока не решаюсь, но… там будет видно.

Сейчас Ларисе и впрямь не до замужества. Она носит под сердцем очередного ребенка - для российских эмигрантов из Германии. 

- Это последняя программа, дальше уже возраст не позволит: суррогатной матерью можно быть до 35 лет, - вздыхает Лариса. - Надеюсь, накопленных денег хватит и на новое жилье, и на достойное образование сыну. Многие осуждают таких, как я: мол, ради денег способны своего ребенка отдать. Но не деньги главное - куда важнее, что ты помогаешь отчаявшимся парам стать родителями. Я знаю очень обеспеченную женщину, которая уже двоих родила для чужих людей. 

* Имя изменено по просьбе героини.

КОМПЕТЕНТНО 

- Официальное добро на вынашивание чужих детей с 1998 года дает Семейный кодекс, в котором четко прописаны взаимоотношения сторон, - говорит директор харьковского Центра суррогатного материнства Виктория Чупринова. - Там, в частности, прописано, что в случае переноса другой женщине эмбриона, зачатого супругами или с помощью донорской спермы или яйцеклетки, родителями ребенка являются именно супруги. Если вдруг родители отказываются от такого малыша, его может оставить себе сурмама. Если кроха и ей не нужен, его судьбу будет решать суд. Скорее всего, отдадут ребенка родителям-заказчикам, а они уже могут устроить его в детдом. Но на моей памяти таких отказов не было.  

ЦЕНА ВОПРОСА 

Сурмама получает ежемесячно от $300 и еще $1000 на одежду для беременной. После родов - неплохой гонорар - от $9000 + $1000, если родится более одного ребенка. То есть в общей сложности женщина может рассчитывать минимум на $13 тысяч. 

К слову, состоятельные биологические родители иногда нанимают куратора, который круглосуточно контролирует сурмаму во время беременности и делает за нее всю домашнюю работу (от $32 в сутки). 

ЭТО ИНТЕРЕСНО 

Впервые о суррогатном материнстве в Украине официально заговорили в 1986 году, когда в Харькове женщина выносила ребенка для своей дочери, у которой с рождения не было матки.

По некоторым данным, сейчас в Украине проживают около 40 детей, рожденных сурмамами. 

Абсолютная рекордсменка в этом деле - 47-летняя американка Мередит Олафсон. Недавно она родила 11-го ребенка "под заказ". При этом растит четверых своих. 

Для оплодотворения зачастую используется донорская яйцеклетка, но малыши рождаются похожими именно на биологических пап, а не "мам"-доноров. Почему - загадка природы. 

МНЕНИЕ ЦЕРКВИ

"Женщина - не станок"

- Женщина дает жизнь ребенку, это не станок, штампующий детали, - отрезал секретарь Харьковской епархии отец Михаил Кит. - Закон божий гласит: женщина, которая выносила ребенка, является его матерью, а та, которая выносила и отдала кому-то, совершает грех.  

К искусственному оплодотворению церковь более благосклонна. Важно только, чтобы пара была повенчана и перед процедурой ЭКО получила благословение у священника.