В НОВЫЙ КАБИНЕТ - СО СВОИМИ ЦВЕТАМИ
- Вы уже переехали в новый кабинет? Как изменился ваш график, когда вы стали омбудсменом?
- С 8.30 я на работе, а заканчиваю как получится. Я переехала в новый кабинет вместе со всеми своими комнатными цветами, а их у меня много.
- Что вы успели сделать в первые дни?
- Встретилась с журналистами и, как обещала, совершила свой первый визит в СИЗО к Игорю Завадскому (знаменитый аккордеонист, обвиняется в педофилии. - Авт.). Почему к нему первому? Завадский жаловался на ухудшение зрения, и промедление было чревато серьезными последствиями. После моего визита руководство СИЗО обратилось в клинику Центр микрохирургии глаза с просьбой разрешить обследование Завадского в этом учреждении.
ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН
- Можно ли у омбудсмена получить юридическую помощь?
- На сегодняшний день это не предусмотрено. Но мы планируем переформатировать нашу работу. Сейчас работает только киевский телефон, по которому к нам можно обратиться, но мы планируем создать также горячую линию - бесплатный прямой номер для звонков со всей Украины. Она позволит человеку не ехать в Киев на личный прием к омбудсмену, а получить помощь или совет дистанционно.
- Омбудсмен один, а проблем, которые ему нужно решить, сотни тысяч. Планируете создать какой-то дополнительный орган при уполномоченном, который бы помогал вам?
- Мы работаем над созданием консультативного совета при омбудсмене. В него войдут представители неправительственных организаций. Также думаем над созданием института представителей по конкретным направлениям. Например, представителя уполномоченного по вопросам превенции пыток, представителя по вопросам антидискриминационной политики, гендерного равенства и по вопросам прав ребенка, представителя по вопросам социально-экономических прав граждан.
С КАРПАЧЕВОЙ ОТНОШЕНИЯ РАБОЧИЕ
- Какие у вас отношения с предшественницей - Ниной Карпачевой?
- Исключительно рабочие. Мы с Ниной Ивановной встретились. Она имела возможность попрощаться с коллективом, я - познакомиться.
- Ваша предшественница много внимания уделяла политикам, находящимся в местах несвободы. Вы продолжите такую тенденцию?
- Я хочу, чтобы все 46 миллионов украинцев почувствовали внимание со стороны омбудсмена. Политики будут получать внимание с моей стороны, как и все остальные. Преимуществ не будет. С Тимошенко и Луценко, надеюсь, встречусь и пообщаюсь, но только тогда, когда буду ознакомлена со всеми материалами.
99,9% РЕШЕНИЙ ЕВРОСУДА ИСПОЛНЯЮТСЯ
- Вы планируете содействовать освобождению украинских пленных, находящихся в Ливии? Еще один мужчина осужден в Египте. Будете помогать ему?
- Конечно. В ближайшее время будет подписано и ратифицировано соглашение о передаче пленных. Тогда осужденный в Египте сможет вернуться в Украину и отбывать наказание на родине. А при содействии МИД займусь освобождением пленных, находящихся в Ливии.
- Почему в Украине нет службы, которая бы помогала простым людям обращаться в Европейский суд по правам человека?
- Создавать такую службу на государственном уровне категорически неправильно. Ведь нет специального органа по составлению исков в украинские суды. То же самое и со Страсбургским судом. Если человек решил обратиться в Европейский суд по правам человека, он может найти адвоката или специалиста в области права. Другой вопрос - у нас мало адвокатов, имеющих опыт обращения в Европейский суд.
- А если у человека нет денег, чтобы прибегнуть к услугам адвоката?
- В таких случаях нужно обращаться в общественные организации. Их очень много. Как минимум это Хельсинский союз по правам человека, есть и Харьковская правозащитная группа.
- Есть статистика, которая указывает, что только 3% решений Европейского суда выполняются. Почему такие низкие показатели?
- Исполнение решений Европейского суда - многоуровневая процедура. Первый ее пункт - выплата справедливой сатисфакции. С момента вступления решения в законную силу (3 месяца) в 99,9% случаев решение Европейского суда исполняется. Игнорировать вердикт Страсбургского суда невыгодно хотя бы потому, что государству придется выплачивать пеню.
Второй пункт - это так называемые индивидуальные меры в плане исполнения таких решений. Заявителю должен быть представлен вариант возвращения в ситуацию до нарушения его прав.
К примеру, Европейский суд пришел к выводу, что нарушено право на справедливое судебное рассмотрение, но при этом человек уже осужден. В такой ситуации Верховный суд Украины начинает рассматривать дело человека. И им может быть принято решение о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Сами понимаете, что этот процесс занимает достаточно много времени.
Есть и третий, самый сложный, этап - исполнения решений Европейского суда, который влечет за собой изменение законодательства, дабы искоренить подачу аналогичных исков в Страсбургский суд.
НАКАЗАНИЕ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВОЗВРАТА
- Периодически политики обсуждают возможность возвращения смертной казни. Как вы к этому относитесь?
- Я категорически против! Украина подписала несколько международных договоров, в соответствии с которыми взяла на себя обязательства отменить смертную казнь как таковую. И нарушать их как минимум неправильно. С точки зрения верующего человека, могу сказать, что не государство дает жизнь человеку и не ему принимать решение, чтобы ее отнять. И государство не должно уподобляться убийце и содержать у себя штат людей, которые приводят в исполнение смертный приговор.
- Почему депутаты не поддержали идею химической кастрации? Во многих странах такая практика существует.
- Я считаю, что любое наказание должно иметь возможность для возврата. Известны случаи, когда в тюрьмы попадали люди, вина которых со временем была оспорена. И они были реабилитированы. Смертная казнь и химическая кастрация не предоставляют такой возможности.
Фото Антона ЛУЩИКА и Артема ПАСТУХА.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Как обратиться к омбудсмену?
График работы приемной: Пн. - чт.: 9.30-13.00 и 14.00-17.30, пятница - до 16.45.
Обращения присылать на адрес: 01008, Киев, ул. Институтская, 21/8, Лутковской Валерии Владимировне.
Внимание! Круглосуточный телефон для обращений граждан заработает через неделю! Звонить можно будет по номеру 0(44) 253-75-89.
О ЛИЧНОМ
Расставание со школой далось тяжело
- Ваше первое образование - филолог. Расскажите о своем преподавательском опыте.
- Мы с мамой работали в одной школе и были классными руководителями в параллельных 5-х классах. Обе преподавали русский язык и зарубежную литературу. Через некоторое время папа не выдержал, сказал, что педсовет дома пора прекращать. Поэтому я сменила место работы.
В Министерстве юстиции требовался специалист со знанием немецкого языка, а я на тот момент владела немецким на очень высоком уровне. Меня взяли на работу специалистом 1-й категории - это 2-я с конца должность в иерархии должностей Минюста. Потом получила заочно юридическое образование и в результате сделала хорошую карьеру. Но, знаете, филологические знания здорово помогают мне сейчас в работе и очень мешают сотрудникам. Я хорошо знаю синтаксис и не подписываю письма в случае, если в них не хватает запятых или, наоборот, есть лишние.
- А учеников своих встречаете?
- Да, некоторые из них даже приходят в гости, передают приветы. К сожалению, я поработала в школе только год. Но, знаете, самый страшный для меня был день 1 сентября, когда я не пошла в качестве учителя в школу. Я направлялась в Минюст через школьный двор, видела довольных детей, которые шли с цветами, и… плакала. Крокодильи слезы были от того, что я иду не в школу. Признаюсь, расставание со ней мне далось очень тяжело. Ведь тот год стал самым интересным в моей жизни. Я с удовольствием могла попрыгать с ребятами в резинку, хотя на тот момент мне было 22 года, и при этом контролировать их, чтоб они не убежали из школы.