Мамут - один из шести украинцев, удостоенный высшей награды американской Академии киноискусств. За 34 года, что живет с семьей в США, в родной Харьков приезжал всего дважды. В этот приезд гостил несколько дней - был приглашен на кинофестиваль "Харьковская сирень". На интервью в редакцию пришел вместе с женой - аниматором Ириной Борисовой. Скромно одетый, с сумкой наперевес.
- Женя, - без лишнего пафоса представился 70-летний мастер спецэффектов и протянул руку. - В Америке меня давно зовут Юджин, так в паспорте записали, когда получал гражданство.
"СОЗДАЛИ ПЕРВЫЙ В СССР КОМПЬЮТЕРНЫЙ МУЛЬТИК"
- Евгений, как же вам, советскому человеку с дипломом инженера-электрика и опытом кинопроизводства местечкового уровня, удалось проникнуть в центр мировой киноиндустрии?
- После окончания политехнического института я работал на киностудии "ХПИ-фильм". Там была профессиональная аппаратура, с помощью которой мы проходили полный цикл создания профессионального черно-белого кино - делали анимационные экспериментальные фильмы. А когда харьковчанин Безродный изобрел компьютер, который рисовал палочки и кружочки, а не только печатал буквы, мы создали первый в СССР компьютерный мультфильм.
Кода эмигрировал в Америку в 70-х, даже не представлял, чем буду заниматься. Товарищ мне сказал: "О кино даже не заикайся. Ищи работу инженером-электриком". Но я таки пробежался по студиям - заявил о себе. И когда на самой крупной киностудии Нью-Йорка заболел сотрудник, который моет пленку, мне позвонили. Поначалу я мыл пленку, затем работал оператором комбинированных съемок на трюкмашине. Дальше роль сыграло везение. Моими коллегами были люди, которые сейчас известны всему миру, - специалисты по визуальным эффектам Джоел Хайнек и Джефф Клейзер. Один из них тогда писал съемочные листы, второй работал на печатном станке. Когда Джо ушел в другую фирму, забрал меня с собой. Мы до сих пор работаем вместе.
|
СЕКРЕТЫ ВУДИ АЛЛЕНА
- Фактически вы стояли на пороге эры компьютерных спецэффектов. Сложно было?
- Для меня это была игра, хотя за станком оптической печати стоял по 17 часов в сутки. Заканчивал делать эффект в 2 часа ночи, отвозил его в проявку, потом хозяин вызывал мне такси домой. В 9 утра полностью готовые кадры уже были в Голливуде (до появления компьютеров их отправляли на самолете), и продюсер делал корректировки, говорил, что ему нравится, а что нет.
Часто приходилось работать в условиях строгой секретности, бывало, я даже не знал, для какого фильма создаю эффект. Тот же Вуди Аллен приносил папку с негативами, подписанную "зимний проект" или "летний проект", а что это за фильм, становилось известно, только когда картина выходила на экран. Именно так было, когда я работал с ним над "Зелигом".
- Наверняка работа специалиста вашего уровня хорошо оплачивалась?
- В Америке таких вопросов не принято задавать. Все зависит от того, сколько часов работаешь, - оплата почасовая.
- Открою небольшую тайну, - подключается жена Мамута Ирина. - Был год, когда ежемесячная Женина зарплата составляла 30 000 долларов, но фактической выработки было на 100 000 - работал он в три раза больше.
|
ОСКАРОНОСНЫЙ "КАМУФЛЯЖ-ЭФФЕКТ" ЗА $ 1 МЛН
- Какой момент считаете пиком своей карьеры?
- Изобретение эластик-эффекта и камуфляж-эффекта. Первый использовался в рекламе "Рено" - машина растягивалась на повороте, а остальные объекты оставались на месте. Камуфляж-эффект делал для фильма "Хищник". Кинокомпания "ХХ век Фокс" дала нам задание: герой должен быть виден при движении, но полностью исчезать, когда останавливается. На экране это выглядит, будто хищник появляется из ниоткуда. Помню, на это я потратил две недели, а когда спустя годы появились компьютеры и я решил воспроизвести на нем камуфляж-эффект, это заняло 10 минут. "Хищник" создавался на станке оптической печати, мой хозяин вложил в его постройку миллион долларов. В то время никто не вкладывал средства в такие авантюры, ждали, что вот-вот все будет создаваться на компьютерах. Но босс не просчитался - в течение пяти лет этот станок окупился раз в 10.
- Как изменилась ваша жизнь после получения "Оскара"?
- Для меня - никак, а у хозяина фирмы стало больше заказов. "Оскар" - это статуэтка и престиж, никаких гонораров эта премия не предусматривает. Когда создаешь эффект, не задумываешься о реакции окружающих. Даже получая "Оскара", я был просто благодарен, что мою работу отметили.
- А что можете сказать о популярном нынче формате 3D? Насколько он революционен с точки зрения спецэффектов?
- Единственный фильм, который пора-зил меня до глубины души, это "Аватар". В 2014 году выйдет вторая часть фильма, которая будет крутиться на огромной скорости, его снимают по системе Brainstorm, когда скорость демонстрации фильма не 24 кадра в секунду, а 60, и получается совершенно новое восприятие. Насколько я знаю, "Аватар-2" пытаются снимать еще быстрее - 120 кадров в секунду, по 60 для каждого глаза, и если этот стандарт примут во всем мире, будет революция в кино.
- В каких проектах вы сейчас заняты?
- Как и все технические работники, работаю от проекта до проекта. Начинаются съемки - нас нанимают, заканчиваются - всех увольняют. Сейчас в каком-то большом проекте я не занят, вместе с Ирой создаем анимационный фильм - видеорекламу для конференции по продаже компьютеров. Также у нас есть свой музей анимации, спецэффектов и искусства Animagic, где мы проводим экскурсии и обучаем студентов мультипликации и комбинированным съемкам. Там же хранится и мой "Оскар".
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Евгений МАМУТ участвовал в создании около 40 фильмов и 700 рекламных роликов. Автор ряда спецэффектов, таких как "буллит-эффект" - эффект замедленной пули, который использовался в "Матрице", "эластик-эффект" - растянутый предмет на фоне обычных и "камуфляж-эффект" - маскировка недвижимого героя в кадре. За последний, примененный в фильме "Хищник", получил "Оскара" в 1988 году. Также участвовал в создании спецэффектов для оскароносных картин "Грязные танцы" и "Леди-ястреб".
КСТАТИ
Живая легенда кино разводит осликов
- Мы давно переехали из Нью-Йорка в Массачусетс - "деревню", где живут многие голливудские мастера по спецэффектам, - говорит Мамут.
- С кем-то из знаменитостей дружите?
- Дружба там не такая, как в Украине: проходишь мимо, постучался в дверь - и тебя сразу ведут на кухню и выставляют бутылку. Там встречаются по предварительной договоренности и чаще по делу. Я долго не мог к этому привыкнуть. Из тех, кого вы видите по телевизору, рядом не живет никто. Наши соседи - люди, которые за кадром, технические работники, создающие визуальные эффекты. Те же Джо Хайнек и Джефф Клейзер. Неподалеку проживает Дуглас Трамбалл - живая легенда кино, который работал со Спилбергом, Камероном, получил "Оскара" за визуальные спецэффекты в "Космической Одиссее" Стенли Кубрика. Он живет на ферме, разводит осликов, коз.