Жюльетт Бинош: "Любовь не может выжить в комфорте!"

Обладательница "Оскара" побеседовала с кино обозревателем "КП" перед премьерой эротической драмы "Откровения", которая скоро выходит в прокат.

Доведенная жизнью со скучным буржуазным супругом до белого каления, героиня Бинош пускается во все тяжкие.

В фильме дебютировавшей во Франции польки Малгожки Шумовской Бинош играет гламурную журналистку - типичную буржуазку, обремененную детьми, скучным корпоративным супругом, неприлично дорогими туфлями и холодильником, который не закрывается. Как тут не испытать чувство лютой зависти к нищим студенткам-проституткам, которых она интервьюирует? Как не взбеситься в полном отчаянии: жизнь-то прошла мимо?!

"Всем нужна семья и защита"

- Вы разделяете антибуржуазный пафос картины? - спрашиваю я Бинош в обстановке одного весьма буржуазного берлинского ресторана.

- Как вам сказать... Нам всем по душе комфорт, - признается Жюльетт. - И не надо врать, что это не так. Всем нужна теплота, защита, семья... И страховка - в самом широком смысле. Но для семейной пары такая жизнь очень опасна. Когда добиваешься успеха в материальном мире, что становится твоей следующей целью? Сомневаюсь, что при такой сверхкомфортной  жизни любовь вообще может выжить! - восклицает актриса, никогда не пытавшаяся связать себя узами брака. - Ведь мы не хотим расставаться с желаниями и страстями, а в жизни, в которой все упирается в привычку, им просто нет места! Это большой и важный вопрос: как семейной паре справиться с буржуазным благополучием?  Есть ли перспективы у их любви? У меня нет ответа на эти вопросы. И у нашего фильма их тоже нет. Не знаю, что произойдет с парой из "Откровений". Не могу позволить себе быть оптимисткой, но и пессимисткой быть тоже не хочется.

- Что вы знали о студенческой проституции?

- Совсем немного. Я и не догадывалась, что студенческая проституция в последнее время стала настоящим социальным феноменом! Впрочем, во времена моего студенчества у меня самой была подруга, которая подрабатывала таким образом. Узнав об этом, я, разумеется, впала в шок! Но с ее стороны это был осознанный выбор. Я, конечно, ее жалела, но кто я такая, чтобы судить ее?

- Общаясь со студент-ками-проститутками, ваша героиня задается вопросами относительно собственной личной жизни. С вами ничего подобного не происходило?

- В моей личной жизни во время съемок все было просто прекрасно - повода предаваться отчаянию у меня не возникало. Но это, само собой, не означает, что я не в состоянии понять женщину, оказавшуюся в ситуации полного развала ее семьи. Она застряла в своей прошлой жизни, не в силах из нее выбраться, не знает, что делать дальше. Вокруг нее ложь, правдивы и откровенны с ней лишь проститутки - они-то и заставляют ее задуматься о своей жизни. Для того чтобы в ней заговорило сознание, ей нужно это отчаяние, это избавление от иллюзий. Чтобы вновь обрести себя, ей нужно потерять контроль над собой, потерять веру...

- С реальными проститутками вы встречались?

- Нет, но посмотрела документальный фильм о трех юных девушках, на реальных историях которых основан фильм. Поначалу им кажется, что лучше проституции ничего и быть не может: все так легко, они чувствуют себя такими свободными! На поверку все оказывается не так уж здорово: перед ними встают разнообразные моральные дилеммы, и весь их идеализм куда-то исчезает...

А в личной жизни настоящей Бинош, напротив, все прекрасно. Фото Максима ЛЮКОВА.

"Живу на полную катушку!"

- Насколько связаны ваша работа и жизнь?

- Когда я снимаюсь, я полностью погружена в свою роль, на все 200%! Отдаю всю себя, поскольку считаю, что, если люди отдают мне свое время и платят за билет, они должны получить что-то в ответ. И они получают мое тело, мою борьбу, я всецело отдаюсь своему зрителю! А когда я дома, то и дома я на все 200%! Я не вижу связи между моими ролями и личной жизнью, просто и тому и другому я отдаю всю себя. Я живу свою жизнь на всю катушку!

- Кажется, с возрастом вы все более склоняетесь к авантюрам.

- Я участвовала в балетном проекте, что может быть большим сумасшествием? (Уже несколько лет Бинош участвует в балетном спектакле британского танцора и хореографа Акрам Хана в декорациях виднейшего современного художника Аниша Капура. - С. Т.) Я склоняюсь к работе с людьми, с которыми мне не страшно совершить прыжок, не думая о последствиях. Наверное, это глупо с моей стороны. Всегда есть риск, что съемки фильма могут остановиться из-за недостатка средств. Но мне все равно - я иду на этот риск, так как верю своим режиссерам, хочу разделять с ними опыт создания их фильмов.

- А что вам дал танцевальный опыт?

- С моей стороны это было очень смело. Мне нужно было пройти через осознание своей несостоятельности, избавиться от вялости, а это ужасно больно. По сути, мне надо было заново изобрести для себя возможность движения! У меня совершенно не было мускулатуры, но я открыла в себе энергию - она-то и помогла приобрести мышцы. Я до такой степени рвалась в бой, что начала даже вредить здоровью - чуть было не покалечила себе ступню и колено. Думала уже, что зря подписала контракт, что не смогу его выполнить... Но, работая над своим телом, я полностью изменила свои представления о значении энергии в моем ремесле. Танцор бесконечно повторяет одни и те же движения, оттачивая их до совершенства, и в какой-то момент сознательно добавляет эмоции, чувства. Мне, как актрисе, хотелось поступить противоположным образом - начать с чувств и эмоций и посмотреть, в каких движениях они себя выразят. У меня не было никаких навыков, но меня интересовала сама возможность проявления чувства в движении. Работа в балете стала для меня контрастным душем, настоящим вызовом самой себе. А страх перед сценой подарил большую свободу!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Жюльетт БИНОШ родилась 9 марта 1964 года в Париже в семье актрисы и скульптора. Училась в Национальной консерватории драматических искусств, дебютировала у Жан-Люка Годара в фильме "Салют тебе, Мария" в 1985 году, после чего сыграла одну из лучших своих ролей в картине Леоса Каракса "Дурная кровь" (1986). В 24 года уже снималась в США в экранизации романа Милана Кундеры "Невыносимая легкость бытия", а в 1997 году была удостоена "Оскара" за фильм Энтони Мингеллы "Английский пациент". Никогда не была замужем: в 1993 году родила сына Рафаэла от профессио­нального ныряльщика Андрэ Холла, спустя 6 лет - дочь Ханну от актера Бенуа Мажимеля ("Пианистка"). Является самой высокооплачиваемой французской актрисой и всего одной из пяти француженок, удостоенных "Оскара".

5 лучших фильмов с Бинош:

"Любовники с Нового моста"

"Три цвета: Синий"

"Английский пациент"

"Шоколад"

"Скрытое"