Представляем 9-й том коллекции "Великие музеи": Галерея Уффици во Флоренции: лучшее искусство многих столетий

Галерея Уффици - это место, обязательное для посещения, если вы во Флоренции. И не важно, великий вы знаток искусства или, скорее, просто любопытный турист.

Окна музея смотрят на реку Арно.

МУЗЕЙ, СОЗДАННЫЙ ПЯТЬ ВЕКОВ НАЗАД 

Галерея и есть часть того, что мы называем "Флоренция", более того - это неотъемлемая часть всей Италии. 

…Работа над замком, в котором находится галерея, началась в 1559 году по приказу властителя Флоренции Козимо I из рода Медичи. Он решил воздвигнуть грандиозное здание и собрать все административные учреждения Флоренции под одной крышей. Официально - для удобства жителей города, а негласно - скорее для собственного, как бы сейчас сказали, имиджа властителей рода Медичи. Название "Уффици", кстати, означает "офисы". 

В качестве архитектора пригласили знаменитого Джорджо Вазари.  Основу собрания составляют произведения искусства, заказанные или приобретенные семьей Медичи. Например, Фердинандо I купил Венеру Медичи - самую знаменитую статую в коллекции скульптур. Фердинандо II добавил коллекцию картин. Кардинал Леопольдо - коллекцию рисунков и автопортретов художников. Медичи в дар от Римского Папы Пия V получили 26 античных статуй, которые тот счел непристойными для Ватикана. 

ЕДИНСТВЕННЫЕ ОЧЕРЕДИ ВО ФЛОРЕНЦИИ 

В 1737 году, после смерти последнего Медичи, все эти сокровища стали достоянием города Флоренции. Галерея Уффици превратилась в публичный музей, а в 1769 году здесь появился первый директор. 

Галерея Уффици немало пережила - вторжение Наполеона, годы Второй мировой войны. А в 90-х годах прошлого века под ее стенами произошел взрыв, унесший жизни пяти человек и повредивший здание.

Сегодня Уффици является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Флоренции. В высокий сезон время ожидания в очереди может быть до пяти часов. Поэтому помните - посетители, которые заказали билеты заранее, попадут в галерею быстрее. 

"Рождение Венеры", Боттичелли, 1468 год.

ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО УВИДЕТЬ 

Если времени мало - спешите сразу к главным шедеврам. Лучшая коллекция работ Сандро Боттичелли находится в главном музее его родного города. "Рождение Венеры", "Весна"…

Все они - в одном  зале, в котором, кстати, когда-то был театр Медичи, затем - суд и даже итальянский сенат. В зале застыньте, оглянитесь… Почти со всех картин на вас смотрит муза Боттичелли - сеньора Веспуччи, вдова брата путешественника Америго Веспуччи (того самого, в чью честь назвали Америку) и любовница герцога Медичи. 

Есть время? Вы счастливчик! Здесь все: произведения Джотто, который совершил переворот в современной ему живописи, автопортрет Рафаэля и его "Мадонна с младенцем Иисусом и младенцем Иоанном", первый ангел Леонардо да Винчи на картине Верроккьо и его же набросок "Поклонения волхвов", одна из первых работ Мазаччо. 

Здесь хранится единственная картина, написанная скульптором Микеланджело, картины Тициана, Джорджоне, Тинторетто Уччелло, Чимабуэ, Пьеро делла Франческа.... А также работы других знаменитых европейцев - немцев Лукаса Кранаха и Дюрера. 

В Уффици есть и отдельные музеи, самый знаменитый - "Галерея автопортретов великих художников Европы". Кстати, в ней - четыре автопортрета русских художников - Кипренского, Брюллова, Репина и Кустодиева. 

Дмитрий СМИРНОВ, специальный корреспондент "КП", - о своем любимом музее: "Гуччи", "Версаче", Тициан

 - Самая большая очередь Флоренции стоит в галерею Уффици. Полтора часа ожидания я провел, стоя за двумя соотечественницами лет двадцати с копейками, одетыми в "гуччи" и "версаче" и выражавшими свои мысли без опасения, что рядом кто-то их понимает. Одна - в солнцезащитных очках на пол-лица, другая - в майке, ткани в которой - на приличный носовой платок. Бесчисленные японцы беспрестанно фотографировали обеих, старательно делая вид, что снимают перспективу улицы. 

Очередь постепенно втянулась внутрь.

- По-моему, они все были извращенцами больше, чем нынешние, - с ходу заявила та, что в очках, разглядывая "Флору" Тициана.

- Очень секси, - подтвердила та, что в майке. - Я видела в Милане похожее платье.

- Фу, какая толстая! И чего, это у них считалось за идеал красоты? ("Венера Урбинская", Тициан, 1538 год.)

- Ничего не видно, надо было как-то посветлее сделать. ("Поклонение волхвов", Леонардо да Винчи, 1481 год.) 

- Ой, из какого смешного фужера пьет! Замучаешься! ("Молодой Бахус", Караваджо, 1595 год.)

Несмотря на четырехсотлетнюю историю, Уффици довольно небольшой музей, не Лувр и не Эрмитаж. 

- Тут где-то еще голый Давид стоит, - сказала красавица красавице. И они ушли в сторону площади Синьории, где четыреста лет стояла статуя работы Микеланджело, а сейчас во избежание порчи поставили копию.