Почему мы оказались не готовы к террактам

В день взрывов в Днепропетровске планировались учения спецслужб. ЧП продемонстрировало, что, несмотря на успешные тренировки, власти и силовики не знают, как правильно действовать в подобных ситуациях.

Сейчас число милиционеров, патрулирующих улицы Днепропетровска, увеличено в три раза. Достаточно ли, чтобы обеспечить безопасность?

ЧП в крупнейшем городе страны сразу развенчало любимый миф украинских политиков - почвы для терроризма у нас нет!  Ни тебе конфликта религий, ни борьбы регионов за отделение… Политические разногласия решаются по-европейски - путем дворцовых интриг. На самый крайний случай есть спецназ - от "Альфы" СБУ до "Омеги" ВВ…  

Это вам, ребята, не тренировка

А ведь были тревожные звоночки у спецслужб! Осенью прошлого года в Украине состоялся ряд взрывов, которые должны были заставить их насторожиться: 13 октября - в Харькове около метро "Исторический музей", 21 октября - в запорожском супермаркете и, наконец, 16 ноября в Днепропетровске. Там возле ЦУМа погиб мужчина. В СБУ тогда отказывались говорить о терроризме, корреспонденту "КП" прямым текстом сказали: у нас на носу Евро-2012, и намекать на такое - значит портить имидж государства… 

И все-таки имидж государства подпорчен! Горькая ирония в том, что 27 апреля в Днепропетровске планировались… антитеррористические учения. Спецназовцы должны были освобождать мнимых заложников, искать взрывчатку. И вот те раз! Как только выяснилось, что тревога - не учебная, стало понятно, что ни спецслужбы, ни местные власти к такому повороту событий не готовы. 

На сайтах городской и областной власти вплоть до вечера того страшного дня не было ни одного упоминания о терактах. Первый замглавы СБУ Владимир Рокитский просил "громогласно не заявлять о том, что это террористический акт". Да и эксперты спецслужб повторяли: "Посмотрите на Израиль! На Ирак! По сравнению с тем, что там творится, это просто хулиганская выходка"… 

Но если смотреть в корень, то понятна цель "выходки" - посеять страх, вызвать панику. И частично это получилось. Что чувствовали днепропетровцы, когда мобильная связь перестала работать, власти безмолвствовали, а город наполнился слухами? Живы ли родственники? Все ли в порядке с друзьями? Ни разу в первые, самые страшные часы не прозвучала официальная информация, не было элементарных рекомендаций, как жителям города себя вести, бежать за детьми или не бежать, паниковать или сохранять спокойствие.

Психотравмы могут еще сказаться

Впрочем, простые люди все равно оставались людьми. На видео из Интернета видно, как они сразу после взрыва бросаются к раненым, оказывают первую помощь. Догадываясь, возможно, что это - не последний взрыв.  

Директор кафе Валентина Дудко хлопотала над одним из самых тяжело пострадавших - 63-летним Валерием Рудковским. 

- Прогремел взрыв, и мы выскочили из кафе узнать, что случилось, - рассказывает Валентина. - Увидели мужчину в окровавленной рубашке, у него была сильно повреждена рука. Под другую руку его поддерживала жена. Мужчина подошел к столбу, облокотился на него, мы вынесли ему стул, усадили. У меня был поясок на костюме. Им мы перетянули раненую руку. Проходящая мимо девушка дала платочек. Я знаю, что руку мужчине ампутировали, даже в рукаве рубашки было видно, что она почти полностью оторвана. Зрелище было жуткое! Мы предложили пострадавшему водки, но он отказался, даже отшучиваться стал. 

Несмотря на внешнюю выдержку горожан, проблемы у них не исключены. Вот что нам рассказала старший психолог экстремальной социально-психологической службы "Телефон доверия" Раиса Приходько, куда звонили днепропетровцы, чтобы справиться с внутренним стрессом: 

- Многие испугались, когда пропала мобильная связь. Но когда она появилась - успокоились, смогли узнать, что родные и близкие вне опасности. Еще деталь: психически больных людей в дни после терактов обратилось совсем мало - всего несколько человек.

На второй день, как подмечает психолог, у людей стали развиваться неврозы, участились вызовы скорой. 

- Первое, что мы советовали обеспокоенным людям, - это сменить обстановку, встретиться с близкими, поговорить на отвлеченные темы.  

Специалист считает, что психотравмы у некоторых людей останутся еще надолго. Посттравматический синдром может длиться до нескольких месяцев. 

Раненые остаются в больницах

В среду в областной детской больнице готовили к выписке четырех студенток монтажного техникума. 

- С девочками все в порядке, состояние вполне удовлетворительное, - рассказал "КП" главврач клиники Александр Хитрик. - Ходят, смеются, шутят… 

В областной больнице им. Мечникова также остаются пострадавшие. Четверых наверняка не выпишут до выходных. 

- У мужчины с ампутированной рукой состояние средней тяжести, - рассказал нам замглавврача Юрий Скребец. - Еще одна женщина в стабильно тяжелом состоянии: отходит от операции по извлечению осколков. Но угрозы для жизни пациентов нет. 

Остается на попечении медиков и 16-летняя Яна Козловская, которой взрывом сильно порвало лицо. У кровати девочки - цветы и огромный плюшевый медведь, которого подарил президент Украины. 

16-летнего Артема Барадаша выписали из больницы накануне праздников со словами "До свадьбы заживет!" 

- Мне было приятно, что ко мне зашел Виктор Федорович, - улыбается девушка. - И большое спасибо врачам, которые не отходят от меня ни на миг. 

Сам момент взрыва Яна помнит четко:

- Я выбежала на перемену с ребятами купить поесть. Потом мы выбросили мусор в урну и сели на лавочку возле Фонтана влюбленных. Когда раздался взрыв, я очень испугалась, лицо было все в крови. Не представляю, как я теперь буду ходить на пары, но пока стараюсь об этом не думать.

Не менее бодро, чем остальные, держится и 63-летний Валерий Рудковский. 

- В момент взрыва я почему-то смотрел на урну, - рассказывает он. - Не дошел до нее метров восемь, как вдруг грохнуло. Потом еще удивлялся: огня и дыма не было. Только осколки летели с сумасшедшей скоростью. Мы сразу же бросились к кафе через дорогу, там получили первую помощь, и через минуту скорая меня уже везла в больницу. Жена, конечно, очень напугана. Ее надо успокаивать, а я не имею права паниковать.

P.S. За неделю, прошедшую с 27 апреля, не раз звучала версия, что взрывы мог устроить человек или группа людей с не совсем здоровой психикой. А вот говорить о том, что эти "придурки", возможно, уже взрывали бомбы и это им сошло с рук, никто не хотел. Но что будет, если они и во второй раз выйдут сухими из воды? 

ПРОЧИТАНО В СМИ 

Практически все европейские газеты написали о том, что произошло в Днепропетровске. В первую очередь подчеркивают то же самое - неспособность властей обеспечить безопасность. Вот типичные выдержки. 

Gazeta Wyborcza, Польша:

"Мало шансов, что украинские спецслужбы быстро и убедительным образом разгадают загадку таинственных взрывов в Днепропетровске. Так же, как российским не удалось распутать тайн взрывов в Москве и Волгодонске летом 1999 года, после которых началась вторая война в Чечне и дошло до передачи власти Путину Борисом Ельциным. Это может быть началом серии очень странных событий в Украине - но хотелось бы ошибаться".

The Guardian, Великобритания:

"Если в прессе Евросоюза принято считать Украину коррумпированным обществом, которое не в состоянии обеспечить благопристойный судебный процесс кому-то вроде Юлии Тимошенко, как может чувствовать себя в безопасности простой фан? Террористические взрывы в Днепропетровске усилили ощущение хаоса… К сожалению, может уже не иметь значения, как прекрасен Львов или как хорошо проведена модернизация национального спорткомплекса "Олимпийский". Чемпионат в Украине имеет проблемы, и время быстро истекает". 

ОФИЦИАЛЬНО

Николай АЗАРОВ, глава Кабинета министров Украины: 

"События в Днепропетровске вынуждают нас сделать очень серьезные и новые для независимой Украины выводы. К сожалению, Украина, как и многие другие страны мира, может стать мишенью для врагов общества. Пострадали невинные люди. Такой вызов государству, безусловно, будет жестко наказан. Правоохранители работают, результат обязательно будет. Кто бы ни стоял за этими взрывами в Днепропетровске, понятно одно - это должно научить нас в первую очередь предупреждать подобное зло". 

КОМПЕТЕНТНО 

Экс-глава подразделения Израильского агентства по безопасности Дорон БЕРГЕРБЕСТ-ЭЙЛОН: "Нужно восстановить доверие в обществе и среди фанатов" 

 - Если у вас нет специальных экспертов по безопасности, вы уязвимы для атак от тех групп, которые захотят получить выгоду от будущего большого события. Они способны нанести ущерб репутации Украины, финансовый и экономический урон. Думаю, вы заметили, что Украина уже получает очень плохой пиар. Раз случаются такие инциденты, значит, безопасность недостаточно хороша. 

Вопросы, которые вы сейчас должны задавать себе. Первый: может ли это повториться? И ответ, судя по всему, - да. Второй: думают ли виновники о том, что смогут сделать это снова? Да! Сегодня, завтра, в дни игр… Что это значит? Что общество - заложник в руках у этих людей. 

- Вы думаете, что взрывы связаны с Евро? 

- Может быть, и не связаны. Но исторически террористические атаки обычно привязываются к большим событиям. Потому что они создают заголовки в мировой прессе. 

- Что должны делать власти? Пока они не слишком обсуждают это…

- Надеюсь, и даже вполне допускаю, что они уже делают что-то. Но общественность и сами террористы должны видеть, что предпринимаются некие шаги. Вы должны вернуть доверие и в обществе, и среди международных спортивных фанатов. Вы должны испугать тех, кто задумывает повторные взрывы. Правительство должно объяснять, что оно делает, хотя бы в общих чертах. Очень быстро что-то сделать, чтобы обеспечить безопасность игр, и озвучить это на международном уровне. Все должны быть уверены, что никто не решиться копировать произошедшее, или террористы снова сделают то же самое. 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ 

Военный эксперт Михаил ТИМОШЕНКО (Россия): "Ходите и смотрите под ноги, но не паникуйте" 

- По целям и местам взрывов это похоже на терроризм. Ведь не в поле взрывали, а на остановках, где люди. У террористов всегда цели политические, и так они привлекают к себе внимание. Для взрывов нужна квалификация подрывника, а таких людей мало. Один достает взрывчатку, другой закладывает, третий отвечает за деньги… Значит, несколько человек. Некая группа, не заявившая никаких требований. Хотели повысить в стране уровень напряженности? Да. Но нет следа, чтобы понять, откуда ветер дует. 

- Как сейчас вести себя обычным людям? 

- Ходить и смотреть под ноги, оглядываться по сторонам. Но не впадать в панику, не совершать резких телодвижений. Ничего, кроме истерики, это не даст. 

- А взрывы могут повториться? 

- Почему нет? К сожалению, можно опасаться развития событий. У нас были проявления терроризма и без требований. Тот же взрыв в Домодедово… Связь с Кавказом прослеживалась, но прямых мотивов не было. 

- Власти пока особо о следствии не рассказывают. Это оправданно? 

- Думаю, лучше, когда людям рассказывают, что делается. Если молчат - движения вперед, видимо, мало…  Сейчас поднимают агентуру, выясняют, были ли знаки, может, кто-то покупал взрывчатку или что-то сболтнул… Если данные есть, можно дело за неделю раскрыть. А с нуля - вряд ли.