Доверие

Постоянная рубрика КП "Окно в природу"

Гнездо в Курской области.

ДЛЯ большинства зверей и птиц человек всегда опасен. Опасен с давних времен, когда люди ходили на охоту с палкой, и много опасней стал человек с ружьем. Фигура человека сразу вызывает опасение у животных. В садах и огородах, когда хотят отпугнуть птиц или зверей, ставят чучела. Кого? Человека.

Есть птицы, которых люди не трогают. Например, дятлы, чибисы, сойки, галки, совы, вороны, разные мелкие птицы. Но и эти, увидев человека, улетают "от греха подальше". А гуси, утки, тетерева, глухари, рябчики, кулики боятся человека. Крупные животные, на которых человек охотится, убегают сразу, заметив опасность, либо слушают, как сороки и сойки поднимают тревогу и готовы бежать. Олени и зайцы человека очень боятся. Но больше других боятся людей волки, знают: "волка бьют не за то, что сер, а за то, что овцу съел". Волк боится капканов, красных флажков на облавах, издали различает: идет человек по лесу с топором или с ружьем. Волчица никогда не бросится защищать волчат в логове - знает, что ее ожидают. 

НО ЕСТЬ животные, которые ищут у человека защиты. Известны случаи, когда, спасаясь от волка, лоси прибегали во двор к леснику. Заяц, помню, искал убежища от собак у нас в сенях. Это бывает, когда животные вынуждены выбирать, какая опасность больше. Однажды у реки мне села на грудь ласточка-береговушка. Она спасалась от сокола-чеглока. А охотник с беркутом Юрий Носков мне рассказывал: "Орел пикировал на косулю, и она, не находя, где можно спрятаться, стала бегать вокруг меня, не догадываясь, что мы с орлом - "одна компания". 

Птицы зимой охотно берут корм из рук человека. Активный добытчик корма поползень брал кедровые орехи с руки Агафьи Лыковой и прятал их тут же между бревен избушки, не обращая внимания на меня, стоявшего рядом. Ужак, навещавший нас с внуком на берегу, когда мы возвращались с рыбалки, приспособился подбирать потроха, когда мы чистили рыбу. Подобные примеры можно продолжать. 

Но обратимся к птицам, живущим постоянно с человеком рядом и помнящим его защиту и покровительство. Давно водят с человеком дружбу дикие голуби. Раньше они жили в деревенских дворах, клевали зерно вместе с курами. Мирные птицы. Теперь видишь диких голубей в городах. Они сидят на подоконниках и, кажется, просят еды. Сердобольные старушки выносят им хлебные корки, иногда сыпят зерна. Голуби знают своих кормилиц и летят к ним с благодарностью. В Италии, в Венеции, в самом центре живут тысячные стаи голубей - пройти невозможно. В наших городах рядом с голубями живут теперь вороны. Раньше строили гнезда в лесу - теперь в городах. Эта умная в отличие от голубей птица иной раз сидит рядом с дорожкой, по которой ходят люди. Еду добывают вороны тут же во дворах. Свой "ум" они примеряют в разных забавах: научились кататься с золоченых куполов церквей, разбили стеклянную крышу одной из построек в Москве. Одна научилась бросать на крышу камешки, следом за ней начали "бомбить" стекло остальные. Люди не покровительствуют воронам. Но что с ними делать?

Охота на аистов в Судане.

САМЫЕ известные спутники человека, конечно, воробьи, скворцы, ласточки и белые аисты. Воробьи живут по соседству с людьми, как говорила моя бабушка, "испокон веков". Люди иногда поругивают воробьев, но любят их. Кто коротает долгую холодную зиму с человеком рядом? Воробьи! Ненарядная птичка дорога нам потому, что всегда на виду, всегда не унывает, всегда жизнерадостна. Чего еще ждать от давней нашей соседки? Я помню первую свою книжку, в ней было написано о воробьях… "Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик… Прилетал папаша, приносил буханок…" В этом месте все покатывались от смеха. Я думал, что воробьиный отец, как и мой, носит буханки хлеба, а не букашек, как принято у воробьев… Повзрослев, я стал стрелять воробьев из рогатки. Кто-то из моих друзей-доброжелателей рассказал в школе о моих охотничьих успехах - пришлось выложить оружие на стол учительнице. 

Еще раз о воробьях я вспомнил в Африке. Мой земляк-воронежец Михаил Домогоцких прислал письмо: "Пока я здесь, приезжай! Тебе очень важно побывать в Африке". Каким-то образом я полетел в Африку… В каком-то месте я показал Мише на небольших птиц, очень похожих на наших воронежских воробьев. А Миша служил до этого в Китае и рассказал, как там взялись покончить с воробьями - "очень много переводят зерна". В какой-то день китайцы вышли с трещотками. Стратегия была такая: не дать воробьям сесть! Летуны они неважные - будут просто падать. Так и получилось. Воробьев увозили машинами. Все радовались. А через год жизни без воробьев опомнились - погиб урожай ценных виноградников. Воробьев пришлось реабилитировать. 

А в Америку уехавшие из Европы скучали без воробьев. Стали привозить с родины желанную птичку. В газетах печатали советы, как надо ухаживать за воробьями. Кончилось все, как в Китае, только наоборот - воробьи так расплодились, что не знали, что с ними делать. Газеты начали печатать советы, как бороться с ненасытной птицей. 

На Камчатке не было воробьев. Они "зайцами" приплыли сюда с Дальнего Востока на пароходе. И прижились. Я ходил смотреть на переселенцев. Жили они возле склада с зерном. Интересным было сообщение охотников: воробьи объявились около охотничьих избушек. Как они нашли путь сюда - в камчатских лесах никаких селений нет. Пожили воробьи одно лето и исчезли неизвестно куда.

Теперь надо сказать о ласточках и скворцах. Деревенские ласточки живут под покровительством людей. Гнезда лепят они из грязи под крышами сараев, в сенях, залетая к гнезду через двери или дыру в крыше. Всюду любимы. Эту птицу никто не тронет. Выводки ласточек перед осенним отлетом повсюду украшают провода, словно для птиц они и созданы.

Ласточек я видел не один раз в Африке - охотились они на мошкару в дыму от пожаров в  саванне. И еще я видел их на теплоходе в Средиземном море - сели на корабль отдохнуть.

Скворцы не привязаны к деревенским селениям, как ласточки, но охотно и давно селятся в скворешнях. Осенью улетают в Западную Европу и в Африку. Я несколько раз видел миллионные стаи скворцов в Германии и Франции. На Рейне привлекло внимание голубоватое покрывало на винограднике. Что это значит? Мне объяснили. Скворцы осенью в Германии и Франции появляются, когда мороз тронет ягоды самых ценных сортов винограда. Большая стая птиц может за день съесть весь урожай виноградника. Приходится защищаться. Да, у нас птица - "скворушка-с горушка", а в других местах - напасть. 

В Америке скворцов не было. Сто лет назад в Нью-Йорке в Центральном парке энтузиастами было выпущено сто пар скворцов. Климат Нового Света скворцам понравился, и за сто лет скворцов стало так много, что не знают, как с ними бороться…

И, НАКОНЕЦ, аисты, которых везде любят. Аисты - птицы крупные, красивые. Селятся они всегда возле людей. Люди их берегут и опекают. Аисты давно это знают. Гнезда эти крупные птицы строят на крышах домов и разных постройках, на деревьях, на специально для них построенных помостах, очень часто на водонапорных башнях. Вся жизнь ­аистов на виду у людей. Весной аистов ждут с нетерпением. И вот однажды утром люди слышат призывный стук клюва - прилетел! 

Парочка птиц становится частью жизни деревни или маленького городка. (В новгородской деревне Илемно мы с другом насчитали сорок два гнезда!) Очень важно, чтобы рядом была вода - река, озеро, не пересыхающее болото. Аисты ловят лягушек, мелкую рыбу, ужей. Летают они на луга и поля в поисках мышей, ящериц, кузнечиков. В жаркое время приносят в зобу птенцам воду. Осенью аистов провожают: "До свидания! Возвращайтесь!"

Зимуют аисты в Африке. Мне очень хотелось знать, как живут аисты в жаркой стороне. Впервые увидел я их на берегу - не улыбайтесь - у реки Лимпопо. Стая белых птиц ловила саранчу. Позже я видел аистов, ходивших среди полосатых зебр, потом фотографировал с прыгучими антилопами, со слонами. Для наших птиц они были привычными африканскими соседями. Потом я видел аистов на пожаре в саванне - они проворно рядом с огнем ловили мышей. А на краю Калахари мы встретили на мелком озере сотни три аистов, готовых к перелету на родину.

Для меня откровением было то, что на аистов в Африке охотятся, как на обычную дичь. Однажды в журнале я увидел аиста со стрелой в шее. С такой ношей он прилетел в Германию. Потом я увидел на снимке самих охотников. Оружия у них не было. Подростки надеялись поймать птиц руками.

На родине аистов в землях курских, смоленских, минских, литовских, венгерских, германских люди считают: где поселились аисты - в дома приходит счастье. Каково же после утомительного полета встретиться аистам с охотниками… 

Фото автора.