Жетоны метро перестанут продавать в середине мая

Автоматы, которые их выдают, уже исчезли со станции "Исторический музей", остальные — на очереди. Новое платежное средство — билет. Как это будет работать, одним из первых испытал на себе мэр Геннадий Кернес.

На руках еще 600 000 "зеленых"

Отказ от привычных жетонов городские власти начали со станции "Исторический музей". Здесь вчера утром запустили сразу семь турникетов для одноразовых бумажных талончиков.
В вестибюле установили три новых автомата с русско-украинскими надписями. Для покупки бумажек нужно "кормить" аппараты купюрами в 1, 2, 5 гривен или 50-копеечными монетами.
Городской голова Геннадий Кернес приобрел талончик и прошел с его помощью через турникет. Лицо мэра при этом расплылось в довольной улыбке.
- Начиная с сегодншнего дня, такие билеты можно купить на всех 29 станциях, - заверил он. - Более 300 автоматических контрольных пунктов, то есть 25 %, уже поменяны. Мы готовы поменять все, но на руках у людей еще более 600 тысяч жетонов. По нашим расчетам, к сентябрю их полностью изымут.
На реплику о том, что люди покупают в основном жетоны, Кернес парировал: "Не сразу Москва строилась..."
Продавать жетоны на станции "Исторический музей" уже перестали, на других станциях остается по нескольку турникетов для зеленых кружочков.
- К середине мая мы полностью перейдем на продажу билетов и откажемся от продажи жетонов, - заверил главный инженер метрополитена Сергей Карпенко. - А автоматы для продажи жетонов мы вернем, потому что они у нас в аренде.
 
К нововведению - бумажным билетам - пассажиры пока относятся с опаской. Фото автора.
Два билета за раз не купишь
 
По нашим наблюдениям, пассажиры подземки к нововведению относятся пока с традиционной в таких случаях осторожностью. На протяжении первого часа работы к аппаратам по продаже одноразовых билетов никто не подходил, выстраиваясь в длинную очередь к "жетонному" автомату. А потом процесс пошел...
Правда, первым воспользовался новым способом оплаты проезда совершенно среднестатистический пассажир. Пока все ждали мэра, на станцию зашел мужичок средних лет в серой куртке, без помощи инструкторов купил в ближайшем автомате талончик и без проблем миновал турникет. Похоже, попался уверенный пользователь. И хорошо! Потому что инструкторы, выставленные у автоматов, не всегда могут удовлетворить любопытство пассажиров. К примеру, приятная девушка на "Историческом музее" так и не смогла ответить на мой простой вопрос о том, можно ли купить сразу два билетика. Пришлось самому проводить испытания.
Как оказалось, талончик выдается лишь один, несмотря на отправленную в автомат пятерку. Зато техника умеет давать сдачу — в моем случае 50-копеечными монетами.
- Если вы купили сегодня билет, он действителен до 24 часов, - предупредил главный инженер КП "Харьковский метрополитен" Сергей Карпенко.
 
Электронные карточки "тюнинговали"
 
Параллельно с одноразовыми билетиками в метрополитене появились и бесконтактные карточки нового образца с невидимым чипом, которые впоследствии превратятся в единый проездной для всех видов общественного транспорта и — как вариант — в социальную карточку.
- Ею можно будет рассчитываться за коммунальные услуги, получать на нее пенсии, пособия и субсидии, использовать ее после введения медицинского страхования, обслуживаться в муниципальных аптеках, - озвучил планы городской голова. - Как только карточки будут приобретены в определенном количестве, у нас есть возможность, стимул и мотивация установить валидаторы в общественном транспорте.
Приобрести карточки нового образца можно за 10 грн.
 
Из первых уст
 
Геннадий Кернес: "Подорожания проезда не будет"
 
Переоснащение автоматизированной системы оплаты не повлияет на стоимость проезда в подземке, заверил мэр.
- Стоимость проезда сейчас - две гривны, и никаких решений об увеличении проезда нет и не будет, - безапелляционно заявил Геннадий Кернес. - Чтобы не увеличивать тариф, нам приходится находить новые источники экономии.