Как пережить собеседование

И получить заветную должность.

- А вдруг я им не подхожу? Фото Thinkstock.

ГЛАВНОЕ - УСПОКОИТЬСЯ

Собеседование при приеме на работу - это событие, которое заставляет нервничать даже самого стрессоустойчивого соискателя. Эксперты советуют не относиться к встрече с рекрутером как к главному экзамену в своей жизни: или пан, или пропал. Воспринимайте это мероприятие как ожидаемое препятствие на пути к работе своей мечты, которое было бы неплохо успешно преодолеть.

Рекомендации психологов относятся как к походу в кадровое агентство, так и к встрече с непосредственным работодателем. Первое, что нужно сделать, - это успокоиться и ощутить позитивный настрой. Если же в преддверии встречи у вас, что называется, неприятно "сосет под ложечкой", следует разобраться, что стало причиной этого страха. 

- Страх - это защитная реакция организма перед неизвестностью, - разъясняет психолог Марина Деркач. - Среднестатистический человек не так уж часто ходит на собеседования, опыта в этом вопросе у него немного, отсюда страх и неуверенность в себе (подробнее - см. В тему).

Психолог советует воспользоваться эффективным способом борьбы со страхом - представить себе наихудший вариант развития событий. В нашем случае при самом неблагоприятном развитии событий соискателя попросят больше не обращаться в компанию, но такое происходит крайне редко!

ПРЕДСТАВЬТЕСЬ И УЛЫБНИТЕСЬ

Придя на собеседование (опять же не суть важно - в кадровое агентство или в саму компанию), необходимо представиться и сообщить о цели своего визита. При этом было бы неплохо искренне улыбнуться: психологи уверяют, что улыбка является главным козырем при общении. 

Как правило, собеседование предполагает такой формат общения: соискателю задают вопросы, а он на них отвечает. Тут тоже важно все делать правильно.

- Как известно, у нас никогда не бывает второго шанса произвести первое впечатление, поэтому на собеседовании очень важны любые нюансы, вплоть до тона, в котором ведется беседа, - убеждена Марина Деркач. - Постарайтесь вести разговор в дружелюбно-нейтральной манере и ни в коем случае не рассказывайте о своих личных, семейных или финансовых проблемах. Согласитесь: вряд ли человек, который видит вас впервые в жизни, захочет их с вами разделить.

Говоря о собственных достоинствах, психолог советует не переусердствовать в восхвалении себя и "не уйти в сторону". Говорите о своей ответственности, исполнительности, пунктуальности, работоспособности, а вот о безотказности, излишней доброте и откровенности лучше промолчать. Если возникает вопрос о хобби, не следует излишне подробно рассказывать о том, что любите вязать, вышивать или играть в покер, если, конечно, все эти занятия напрямую не относятся к будущим должностным обязанностям. Кроме того, кандидатам, которые не могут похвастаться красноречием, неплохо было бы сделать небольшие "домашние заготовки" по темам "Немного о себе", "Мои недостатки" и "Почему вы должны взять именно меня".

И, разумеется, в любой ситуации сохраняйте терпение, самообладание и уверенность в себе!

СОВЕТЫ "КП" 

Правила удачного интервью 

* Перед тем как отправиться на интервью, соберите информацию о компании и, по возможности, о человеке, с которым вам предстоит общаться. Такая осведомленность поможет вам чувствовать себя увереннее.

* Не ломайте голову над тем, что надеть, ведь ответ давно известен. Беспроигрышный вариант - деловой костюм, в котором вы выглядите профессионалом с ног до головы. Те, для кого это слишком консервативная одежда, могут себе позволить один небольшой яркий аксессуар.

* На самом собеседовании сядьте напротив интервьюера, приняв его позу в зеркальном отображении. Психологи уверяют: "зеркалка" способствует взаимопониманию на подсознательном уровне.

* Держите "зрительный контакт". При этом не обязательно смотреть "глаза в глаза" - достаточно смотреть на точку приблизительно между бровями собеседника. При общении не смотрите по сторонам.

* Вопросы дослушивайте до конца, не перебивая. Если что-то непонятно - переспросите.

* Не говорите слишком долго и не отклоняйтесь от сути вопроса. Поговорка "краткость - сестра таланта" срабатывает и в этом случае.

* Рассказывая о себе, сосредоточьтесь на профессиональном опыте и на сферах своей работы, где вы были наиболее эффективны и продуктивны. Рассказывая о своем опыте, приводите конкретные примеры, используя цифры.

* Воспользуйтесь советом Джулии Ламберт из романа Моэма "Театр" и научитесь держать паузу. Ответив на вопрос, замолкайте. Даже если затянувшееся молчание вас тяготит, не следует "забивать эфир" лишь бы чем.

* Главное правило собеседования - не делать ничего "слишком". Не говорите слишком тихо или слишком громко, активно не жестикулируйте, не меняйте слишком часто позу и т.д.

* Обязательно воспользуйтесь предложением собеседника задать вопросы. Ведь чем больше вы узнаете в ходе интервью, тем больше вероятность того, что ваш выбор будет правильным. 

В ТЕМУ 

Страшное дело 

1. Страх перед негативной оценкой. Многие соискатели воспринимают поход на собеседование как "напрашивание" на работу, и от этого чувствуют себя неловко. Это не так: ведь не только вы ищете работу, но и работодатель ищет нового сотрудника. И, кстати, вы, как и работодатель, имеете полное право отказаться от непонравившегося вам предложения. Так что чувствуйте себя на равных!

2. Страх перед неизвестностью. Здесь вполне может помочь простая методика "клин клином вышибают". Пройдя десяток собеседований, вы перестанете нервничать и будете всегда себя чувствовать в своей тарелке.

3. Страх перед некомпетентностью интервьюера. Разумеется, кадровики не могут быть специалистами во всех сферах, но им это и не нужно. Задача специалиста по персоналу - сделать так, чтобы совпадали виденье компании и личностные качества кандидата. Также на этом этапе отметаются кандидаты, которые слишком уж приукрасили свое резюме. Так что совет прост: держитесь спокойно и не лгите.

4. Страх перед нелепыми и неудобными вопросами. Вопросы на собеседовании могут преследовать самые разные цели, поэтому единого совета здесь быть не может. Это сугубо ваш выбор: отвечать на вопросы, скажем, интимного характера или пресечь их обсуждение.

5. Страх получить отказ. Простой расчет показывает: если на место претендуют 20 кандидатов, то 19 из них не получат эту работу. Поэтому, если вы настолько ранимы, что отказ для вас - это "маленькая смерть", постарайтесь ходить на собеседования, пока у вас есть работа. Кроме того, вспомните известную истину "Все что ни делается - все к лучшему!" и, услышав, что вы не подходите на эту должность, не расстраивайтесь, а просто идите дальше.

Психологи советуют

B чем бы ни был ваш страх, примите его и просто сделайте шаг навстречу. Каждый человек имеет право бояться, и настоящим храбрецом считается не тот, кто ничего не боится, а тот, кто научился преодолевать свой страх. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

"Если вы попали на "стрессовое интервью", задумайтесь: нужна ли вам такая работа?"

- Каждый соискатель осознает, что он далеко не единственный кандидат на должность, и если, рассмотрев резюме, его пригласили на собеседование - это уже первый шажок к победе, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Но, идя навстречу своей цели, не теряйте достоинства. Одно время у работодателей были популярны так называемые "стрессовые интервью", с помощью которых они якобы узнавали, как будущий сотрудник будет действовать в экстремальной ситуации. Мне приходилось слышать мнение, что ничто так не помогает раскрыть человека, как выплеснутый ему в лицо стакан воды. Агрессивная реакция свидетельствует о сильном характере и лидерских качествах, а спокойное отношение - об отсутствии амбиций и безынициативности. Тут каждый сам должен сделать свой выбор, но все же не могу не дать совет. Даже если вы успешно прошли стрессовое интервью, задумайтесь: нужна ли вам работа, на которой уже в первую встречу с человеком ведут себя подобным образом?