Каждый подобный случай вызывает бурные обсуждения и дает повод родителям в очередной раз в сердцах заявить: уроки физкультуры в школе следует отменить! Почему же вместо пользы обязательные занятия спортом причиняют ребенку вред и даже приводят к трагическим последствиям?
"ОСВОБОЖДЕННЫХ" - ПОЛОВИНА КЛАССА!
Не могу сказать, что в школе физкультура была моим любимым предметом. Более того, добрая половина нашего класса терпеть не могла ни "физру", ни физрука. И тем не менее весь класс два раза в неделю брал спортивную форму, переодевался и по мере сил и возможностей сдавал нормативы. На 30 человек в нашем классе не было ни единого освобожденного!
В современных школах картина принципиально иная - сейчас справки, освобождающие от физкультуры, имеет чуть ли не половина учеников. Неудивительно, что большинство нынешних детей и подростков - рыхлые, слабые, неповоротливые, а подняться в школе даже на четвертый этаж для них проблема.
Примечательно, что многие родители "организовывают" липовые справки своим детям вовсе не по состоянию здоровья или из соображений безопасности. Причины иногда называют такие, что просто нет слов!
- Дочка всегда была отличницей, единственная проблема - физкультура, - рассказывает мама девятиклассницы Людмилы. - Она у меня очень полная, ей трудно и бегать, и на скакалке прыгать, и приседать. А учительница физкультуры у нас принципиальная - ни в какую не желает идти Людочке навстречу. Поэтому мне проще было купить эту справку, так что дочка уже не ходит на физкультуру третий год и вполне может претендовать на медаль!
Еще более "весомая" причина оказалась у мамы пятиклассника Ильи.
- В младшей школе не было никаких проблем: спортивная форма хранилась в шкафчике, раз в 1-2 недели я забирала ее домой постирать, - рассказывает Ольга. - Однако в пятом классе началась кабинетная система, и ребенок вынужден таскать за собой дополнительный рюкзак с формой целый день! В гардероб рюкзак не принимают, в кабинете оставлять не разрешают. Я дважды поднимала этот вопрос на родительском собрании, а потом поняла: чем бороться по этому поводу со школьной администрацией - лучше взять справку и не ходить на "физру" вовсе!
Итог такого отношения печален. В классе дочери моей подруги в начале учебного года провели плановый медосмотр. Оказалось, что из 29 десятиклассников заниматься в основной группе могут всего… трое.
СДАТЬ НОРМАТИВ И УМЕРЕТЬ
Справедливости ради отмечу, что все же большинство родителей настроены не столь кардинально.
- Я - за зарядку или игры на свежем воздухе, - говорит мама двоих детей Елена. - Но я не могу согласиться с тем, что, несмотря на смерти на уроках физкультуры и изменение программы, во многих школах детей по-прежнему заставляют "ставить рекорды", не обращая внимания на слабую подготовку и плохое самочувствие. Физкультура в школе должна укреплять, а не убивать, но учителю физкультуры просто невозможно объяснить, что ребенка нельзя оздоровить, заставляя выполнять невыполнимые для него нормативы!
Современные дети действительно очень болезненные и хрупкие, но это уже вопрос к нам, родителям: кто их такими сделал? Почему многие родители задумываются о здоровье детей, когда уже становится слишком поздно? Почему мы не проводим с ними время на свежем воздухе, не учим плавать и играть в бадминтон, а молчаливо соглашаемся с тем, что они с самого детства сутки напролет проводят перед телевизором и компьютером?
О том, что школьные уроки физкультуры становятся для детей все более опасными, заговорили в 2008-м, когда прямо на уроках один за другим погибли 7 школьников. Медики забили тревогу, а специалисты Минобразования принялись пересматривать учебные планы. В школах отменили кроссы и обязательный бег, снизили пороги нормативов по подтягиванию, отжиманию, прыжкам. Кроме того, теперь в начале каждого учебного года проводятся ежегодные медосмотры (которые - будем смотреть правде в глаза! - чаще всего чистая формальность).
ЧТО ДАЛЬШЕ?
О том, что принципы, на которых базируется школьная физкультура, неплохо было бы пересмотреть, родители знают не понаслышке.
- Физкультура вообще не должна оцениваться, и, по-моему, это очевидно! - считает Наталья, мама двух дочерей 16 и 13 лет. - Мои дочки совершенно разные. Старшая - флегматичная, медлительная и совсем не спортивная, для нее присесть 15 раз - уже подвиг. Младшая - наоборот: и бегает быстрее всех в классе, и прыгает как кузнечик, и отожмется без особых усилий 15-20 раз. И глядя на них, я понимаю, что это несправедливо: младшая совершенно не напрягаясь легко получает свои "12" просто в силу спортивного телосложения, в то время как старшая ценой неимоверных усилий едва-едва вытягивает оценку на "7"! Все же тут при оценивании нужно учитывать и физическое состояние ребенка, и его старания, и работу над собой, и даже минимальный прогресс!
В том, что "надо что-то делать", сегодня убеждены не только родители, но и учителя, медики, чиновники. Нормативы постоянно снижаются, при этом уже с нового учебного года в начальной и старшей школе будет не два, а три урока физкультуры в неделю (подробнее - см. Компетентно), и это - не предел. В начале нынешнего учебного года министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник заявил, что задача министерства - "сделать так, чтобы в соответствии с нашим новым образовательным стандартом каждый день от первого до одиннадцатого класса у нас обязательно был ежедневный урок физической культуры".
Надо сказать, эти нововведения имеют как сторонников, так и противников.
Сторонники увеличения количества часов на "физру" говорят о том, что два урока в неделю - это рывковая нагрузка на организм, которая никакой пользы не приносит. Для того чтобы детское здоровье укреплялось, нагрузки должны быть регулярными.
Противники утверждают, что для внедрения нововведений в большинстве учебных заведений просто нет базы. Уже сегодня во многих школах одновременно переодеваются в крошечных раздевалках и занимаются в одном спортзале по 2-3 класса. А теперь нагрузка на спортивные помещения вырастет еще в полтора раза.
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕТ...
В последнее время от родителей все чаще приходится слышать, что физкультура в школе не нужна - гораздо лучше заниматься в спортивной секции, где имеются соответствующие условия. Кроме очевидного возражения по поводу того, что далеко не все школьники имеют возможность заниматься в секциях, есть еще один момент. Специалисты говорят, что такой подход нивелирует роль физкультуры в школе, которая, по идее, должна не только научить бегать и подтягиваться, но и прививать ученику азы физической культуры. Привыкнув с раннего детства не просто регулярно выполнять физические упражнения, а еще и получать от этого удовольствие и прилив бодрости, ребенок сохранит приобретенные навыки на всю жизнь. К сожалению, сегодня многие подростки отдают предпочтение сигаретно-пивному, а не спортивному досугу.
- Дело в том, что в стране физкультура как система отсутствует, и вместо этого идет массовая "футболизация" нации, - считает заслуженный учитель Украины, автор уникальных оздоровительных методик Станислав Трилис. - Что такое сегодняшний урок физкультуры в школе? Загоняют три класса в один спортивный зал, дают им мяч. Те, кто посильнее да понахальнее, лупят по мячу, остальные жмутся под стенкой. И это называется "физической культурой"!
Педагог убедился на собственном опыте: из любого больного ребенка можно не только через год сделать здорового, но и воспитать чемпиона (Станислав Трилис подготовил 140 чемпионов Украины. - Авт.). Но дело в том, что это никому не нужно, ведь работа учителя физкультуры - это каторжный труд, если им заниматься по-настоящему.
- На уроках нужно следить за правильным дыханием детей, периодически проверять пульс - кто сейчас этим занимается? В наших школах нет методики, нет соревнований, нет кружков по плаванию, легкой и тяжелой атлетике - нет ничего! И пересмотр нормативов - это не выход. Я никогда ни одного ребенка не заставлял тянуться за нормативами и рекордами, но мои ученики всегда выполняли любые требования, потому что работали по системе. Что касается снижения нормативов, то даже если утвердить, что, например, ребенок должен два километра не пробегать, а проползать, через несколько лет детское сердце перестанет выдерживать и ползанье. Так что нужно не гнать детей на выполнение норм, а учить их быть здоровыми.
КСТАТИ
Специалисты утверждают, что растущему организму требуется 10-12 часов двигательной активности в неделю, то есть ни два, ни три урока физкультуры школьника "не спасают". Родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровым и гармонично развивались, придется заинтересовать их спортивной секцией и добиться того, чтобы ребята занимались спортом вне школы.
ГЛАС НАРОДА
"Ребенок должен больше двигаться"
- Нагрузка в школе у детей сегодня очень большая - даже у малышей по пять уроков почти каждый день, - говорит Марианна, мама второклассника. - Ребенок физически не может высидеть столько времени на одном месте, ему просто необходимо движение! Поэтому уверена: раз уроков становится больше, должно быть больше и физкультуры! Я уже не говорю о том, что дети сегодня полдня проводят за партой, а полдня - за компьютером. Сейчас все эти сидяче-лежачие занятия стали очень доступными, и дети предпочитают их подвижным играм. У большинства даже прогулки на воздухе ограничиваются дорогой в школу и обратно, так пусть хоть на уроке подвигаются!
* * *
"Никакой пользы нет"
- Я бы вообще физкультуру в школе отменила, - заявляет Альбина, мама пятиклассника. - Условия для занятий спортом нет, плюс еще у нас физкультура стоит третьим уроком! Дети потные, всклокоченные, за короткую перемену едва успевают переодеться - а им тут же дают контрольную по математике! И потом целый час на собрании рассказывают, какие ребята несобранные и как они ее плохо написали.
Отдельный разговор - это школьный физрук, занятия с которым приносят ребенку не пользу, а вред. Я не знаю, сколько еще детей должно умереть на уроках физкультуры, чтобы учитель наконец уяснил: если ребенок на уроке говорит, что ему плохо, это не "отмазка": ему действительно может быть плохо!
КОМПЕТЕНТНО
"Это не гонка за рекордами"
О том, что изменится с нового учебного года на уроках физкультуры, нам рассказал начальник отдела нормативного обеспечения и организационной работы Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины Сергей ДЯТЛЕНКО.
- Сергей Николаевич, с нового учебного года еженедельные три часа физкультуры ожидают всех школьников?
- В полной мере - учащихся начальной и старшей школы. С 1 сентября 2013 года нововведения коснутся пятиклассников, 2014-го - шестиклассников и так далее. Следует отметить, что изменился подход к сдаче нормативов - они упростились, и сегодня их сдача не является главным критерием итоговой оценки.
- Как давно нормативы менялись до этого?
- В начале 90-х годов. Вообще утверждение нормативов - хлопотная процедура, а сами нормативы довольно консервативны, поэтому их нельзя менять каждые 1-2 года.
- Медики не устают повторять, что сегодняшние дети имеют гораздо более слабое здоровье, чем их родители. Неудивительно, что они не в состоянии выполнить нормы, утвержденные 20 лет назад...
- Дети действительно стали более вялыми и неповоротливыми, однако причина ведь не в уроках физкультуры. Я вообще не думаю, что школьные нормативы могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Главная причина - отсутствие спортивной базы в стране, недостаточное количество спортивных площадок, залов, катков. Другая причина кроется в пассивности родителей, которые держат собственных детей возле компьютеров, телевизоров и репетиторов, вместо того чтобы записывать их в спортивные секции.
- Не открою секрет, если скажу, что порой нормативы не в состоянии выполнить на "12" даже дети-спортсмены, не говоря уже об остальных...
- Хочу подчеркнуть, что выполнение нормативов оценивается не баллами, а по четырем уровням - "низкий", "средний", "достаточный" и "высокий". И уже в границах уровня учитель выставляет оценку, учитывая технику выполнения норматива, знание теоретического материала и так далее.
Мы со своей стороны идем навстречу детям и рекомендуем при оценивании знаний по физической культуре учитывать личные достижения школьников в течение учебного года, степень их активности на уроках, привлечение учащихся к занятиям физической культурой во внеурочное время, участие в спортивных соревнованиях. На основе этих показателей учителя могут применять различные системы начисления бонусных баллов.
Например, если ученик выполнил зачетное упражнение на определенный уровень и при этом его личный результат улучшился по сравнению с предыдущим показателем, учитель может выставить оценку на 1-2 балла выше той, которая предусматривается учебными нормативами.
- То есть, как и прежде, все зависит от учителя. Если захочет - даст бонусные баллы, а не захочет - не даст?
- Но министерство не может установить нормы в таком виде: четыре раза в неделю посетил кружок - получил 4 бонусных балла! В этом случае пришлось бы контролировать все кружки и следить за тем, сколько ребенок занимался. Однако цель не в том, чтобы ребенок получил высокий балл, а в том, чтобы изменилось отношение к предмету!
Физическая культура - это не гонка за рекордами, чтобы ребенок пробежал быстрее, прыгнул выше и поднял тяжелее. Главная задача - обеспечить достаточную для конкретного возраста двигательную активность. А если эти занятия будут еще и в удовольствие - вдвойне хорошо!
А КАК У НИХ?
В американских школах физкультура - чуть ли не главный предмет. Это ежедневный урок, рекомендованный для учеников всех возрастов, правда, подход к предмету принципиально отличается от нашего. Американские дети в начале каждого учебного года сдают тесты по физподготовке, и по их результатам записываются в местную команду по какому-нибудь виду спорта - баскетбол, футбол, бейсбол и т. д. Если результаты на низком уровне, ребенок идет на общеукрепляющие занятия. И, естественно, никаких нормативов "на оценку"!
ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
"Минус 5" за бег
Диана ГРИГОРЯН, 16 лет
- Думаю, что в том виде, в котором физкультура сегодня проходит в школе, она не нужна. Скажу исходя из своего опыта: единственное, что нам нужно сделать обязательно - это переодеться в спортивную форму. На самом уроке мальчики чаще всего играют в футбол, а девочки сидят на лавочках и наблюдают за ними, периодически получая мячом по голове. В общем, такое времяпровождение я бы не называла полезным для здоровья.
Когда я училась в восьмом классе, с моим одноклассником произошел неприятный случай: на уроке физкультуры он сломал ногу, и его тут же отвезли в больницу. Он некоторое время не ходил в школу, а потом пришел… со сломанной рукой. Объяснил, что в больнице неудачно упал с кровати. Но на этом история не закончилась. В этот же день у нас была физкультура, на которую он, естественно, даже не переодевался и весь урок просто скромно сидел в сторонке. Конечно, ему было скучно, поэтому, когда к нему случайно подкатился брошенный мальчишками мяч, он от всей души пнул его и снова сломал ногу. Звучит как анекдот, но не думаю, что ему и его родителям было очень смешно. По крайней мере в тот момент все они были убеждены: от физкультуры - одни неприятности!
Отдельный разговор - нормативы. Не спорю, они объективно отражают возможности учеников, но ведь сдать их совершенно нереально! Я несколько лет занималась спортом, но даже тогда не могла похвастаться, что по каждому из них могу получить "12"! Тем же, кто спортом занимался только на уроках физкультуры, положительная оценка даже и не снилась. Помню, как наш физрук на полном серьезе подбадривал мальчика, который бежал на длинную дистанцию: "Давай! Еще чуть-чуть! Молодец! Сейчас еще поднажмешь - и как раз на двоечку выходим!"
Еще хуже складывалась ситуация с бегом на более короткие дистанции. Как-то мы сдавали норматив, и за каждое отставание на 2 секунды физрук снимал 1 балл. Когда он объявил "заслуженные" нами оценки, все просто покатились от хохота - "минус 4", "минус 5", "минус 6". Конечно, в журнал учитель поставил оценки выше нуля, но осадок, как говорится, остался.