Директор Украинского театра Валентина Прокопенко: "В Одессу возвращается великая постановка Гедрюса Мацкявичюса"

18 мая на сцене Одесского академического украинского театра им. В. Василько пройдет спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты"

Одесса помнит великолепные спектакли заслуженного артиста России, режиссера и создателя уникального Театра пластической драмы Гедрюса Мацкявичюса. Они были красивы, изысканны, зрелищны и мудры. Посредством пластики, музыки и танца постановки без единого слова говорили о многом и становились понятными абсолютно всем. Сорок лет назад имя талантливого литовского режиссера гремело не только в СССР, но и за его пределами. А сегодня многие, в особенности молодое поколение одесситов, увы, только впервые смогут открыть для себя его великое искусство. Кстати, Одесса стала первым городом после Москвы, куда приедет возрожденная режиссером Татьяной Борисовой постановка Гедрюса Мацкявичюса
 
Понятен молодежи
– Валентина Михайловна, когда на сцене вашего театра мы увидим прославленную "Звезду и смерть Хоакина Мурьеты"?
– Уже скоро —18 мая, в день рождения театрального режиссера. Таким образом мы почтим память артиста, который ушел из жизни четыре года назад. Дело в том, что не так давно в Москве, где жил и работал Гедрюс Мацкявичюс, в Международном славянском университете показали дипломный спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Режиссер и балетмейстер Татьяна Борисова, бывшая ученица Мацкявичюса, восстановила спектакль по знаменитой постановке Гедрюса Мацкявичюса, которая была очень популярна в семидесятые годы.
 
– Как думаете, ей это удалось?
– Думаю, да. Говорила по телефону с сыном Гедрюса Мацкявичюса, известным журналистом Эренестом Мацкявичюсом, который посмотрел и высоко отозвался о постановке Борисовой. А это, поверьте, дорогого стоит. Я уже видела видеозаписи некоторых фрагментов спектакля. Татьяна постаралась сохранить его структуру, так как она знает его буквально от "А" до "Я". А ее муж играл в этом спектакле, так что они могут передать свой большой опыт юным артистам. В постановке Борисовой, как и в оригинале, задействованы молодые актеры, восстановлены декорации и костюмы. Обратила внимание, что режиссер, в отличие от основоположника пластической драмы Мацкявичюса, использует возможности всех артистов в полную меру. К примеру, знаменитый Скач, когда группа чилийцев во главе с Хоакином во весь опор в течение нескольких минут мчится на конях по направлению к залу, у Гедрюса Мацкявичюса в полную мощь выполняли только парни. А вот у Татьяны Борисовой даже хрупкие девушки не стали исключением. На самом деле это очень сложный хореографический номер, требующий больших физических усилий. Гедрюс в книге "Преодоление", собранной из записей, сценариев и заметок изданной после его смерти, писал, что во время Скача у актеров "происходит как бы двойное "сгорание", физическое и эмоциональное". За один такой спектакль актер теряет 3-4 килограмма своего веса.
 
– Расскажите немного о сюжете нашумевшей постановки.
– Она создана на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды "Сияние и смерть Хоакина Мурьеты". Речь идет о чилийском разбойнике, подло убитом в Калифорнии 23 июля 1853 года. Жители нищей чилийской деревушки, мечтая разбогатеть, покидают родину и отправляются в далекую Калифорнию на поиски золота. В пути главный герой встречает любовь всей своей жизни, но вот чем заканчивается история и какие испытания ему уготовила судьба, вы увидите сами. Вообще это очень познавательная постановка, особенно для молодежи. Именно ей посвящен спектакль. Зачастую молодежь в поисках счастья уезжает из своей страны в богатые края. Но вот найти в чужой стороне счастье у нее не всегда получается.
 
– Одесская молодежь заинтересуется событиями давно минувших чилийских дней?
– Спектакль актуален и познавателен. Уверена, что даже спустя много лет он будет понятен современной молодежи, которая, слава Богу, активно посещает наш украинский театр. Неожиданная, без слов, постановка заинтригует зрителя. Ведь в ней взгляд, жест или легкое движение тела могут сказать иногда гораздо больше, чем слова. Спектакль насыщен и пластикой, и балетом, и драматургией, и даже юмором, с которым у режиссера тоже все было в порядке.
 
Артисты продавали билеты на улице
– Вы помните, когда впервые познакомились с творчеством театра пластической драмы?
– Вообще, театр появился не сразу. Будучи студентом ГИТИСа Гедрюс Мацкявичюс возглавил самодеятельную студию пантомимы при Доме культуры Института имени И. В. Курчатова. Позже из студии был создан Московский театр пластической драмы, который просуществовал 16 лет и подарил миру больше десяти прекрасных спектаклей. Но, к сожалению, театр в 1990-х годах в силу внутренних событий распался. (Задумчиво) Думаю, это очень большая потеря для всего театрального мира. Такого театра больше нет.
Впервые Гедрюс Мацкявичюс со своими постановками приехал в Одессу в 1976 году. Как сейчас помню, я работала в холодильном институте и в это время находилась в студенческом лагере в Саврани, когда мне позвонили друзья: "Срочно приезжай! Таких гастролей ты еще не видела". Я рванула в Одессу. На свои первые спектакли, которые проходили в помещении старого ТЮЗа, билеты артисты продавали самостоятельно, стоя прямо на улице. Но вот на третий спектакль уже было невозможно попасть. До сих пор помню, какое незабываемое и потрясающее впечатление произвел на меня спектакль о жизни и творчестве гения эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти – "Преодоление". Буквально мороз бежал по коже, когда на твоих глазах скульптор лепил Давида. Но не из мрамора, а из себя самого, из своего второго "Я".
 
– А такой спектакль сейчас возможно восстановить?
– Нет. Пластика в нем настолько богата и трудна по исполнению, что это просто невозможно. Нельзя и воссоздать спектакль "Глазами слышать – высший ум любви" по мотивам сонетов Уильяма Шекспира. Можно возродить такие спектакли, как, например,
"Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" или "Балаганчик", но не философские постановки Гедрюса. Вообще он был большим философом и поднимал на сцене многие темы. Так что его глубокое творчество недаром часто сравнивают с творчеством писателя Федора Достоевского.
 
Не повышал голос на артистов
– Валентина Михайловна, вы хорошо знали и даже дружили с Гедрюсом Мацкявичюсом. Помните, как с ним познакомились?
– Коллектив приезжал в Одессу довольно часто. Помню, как во второй свой приезд встретились с ним в одесском Доме актеров. А позже вместе с актерской гильдией мы плавно переместились в нашу филармонию, на лестнице которой сидели и пили вино. Помню, как Гедрюс пел свою любимую литовскую песню "Уточка" на родном языке, а я пела нашу народную песню на украинском (Улыбаясь). Наше знакомство и дружба длилась долгие годы, я часто ездила в Москву, он в Одессу. У меня сложились прекрасные человеческие взаимоотношения и с его женой, и с его сыном. Гедрюс был удивительным человеком – солнечным, добрым, отзывчивым. С большим вниманием выслушивал всех своих актеров и никогда не повышал голос. Своих артистов он побуждал много читать, помогал им развиваться, и благодаря ему они стали высокообразованными, интеллектуально развитыми людьми. Многие его ученики стали известными режиссерами, хореографами и педагогами.
 
– Свою работу в качестве руководителя вы начали с приглашения Гедрюса Мацкявичюса, который поставил на сцене Украинского театра спектакль по новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Принцесса Брамбилла".
– Да, те актеры, которые с ним работали, хорошо его помнят. Сначала им было с ним очень сложно, а потом интересно. Он для них был тоже открытием. И хотя прежде Гедрюс Мацкявичюс уже осуществил постановку "Принцессы Брамбиллы" на сцене Московского театра имени А. Пушкина, одесский спектакль был совершенно другим. А вообще Гедрюс очень любил приезжать в южную столицу. Ему нравилась Одесса, ее старые улочки, театры, и, конечно, люди.
Стоимость билетов на спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" – от 80 до 250 грн.