Кто виноват, что небоскреб закрывает вид на Лавру, а на Андреевском сооружают модерный офис

Вчера мы в очередной раз отметили Международный день памятников и исторических мест.

Дом Сикорского на Ярославовом Валу, 15.

Этот праздник был введен по инициативе Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) еще в 1983-м. С девяностых годов его признала и Украина.

НЕПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Как нарочно, буквально под самый праздник медиапространство в Киеве всколыхнули известия о ЧП, происходящих в самой гуще исторической среды. Сначала среди бела дня снесли группу зданий на участке, выходящем на разрытый ремонтниками Андреевский спуск. Потом вдруг исчезла старинная, 1898 года, металлическая беседка с Владимирской горки. 

Правда, вскоре власти дали успокоительные разъяснения. Беседку, оказывается, отправили в мастерскую на реставрацию, в которой она давно нуждалась. К ближайшему Дню Киева она вернется на место. А разрушенное здание по Андреевскому спуску - бывший корпус фабрики "Юность" - не имеет, мол, никакой ценности, поскольку был построен в ходе реконструкции спуска в 1980-е годы.

Так-то оно так. Но, с другой стороны, почему беседку довели до столь жалкого состояния? Да и не только ее: старинная железобетонная лестница к Днепру от Владимирского спуска - одно из самых живописных и памятных мест столицы - выглядит как после артиллерийского обстрела, и никто о ней не заботится. А каким образом мог вообще возникнуть и пройти ряд согласований проект бизнес-комплекса на заповедном Андреевском спуске?!

Проблемы с киевской стариной накапливаются подобно снежному кому. В Украинском обществе охраны памятников истории и культуры завели специальную "красную книгу", куда вписывают реликвии, доведенные до плачевного состояния. Среди них - здания, связанные с мировыми знаменитостями. Сколько уже говорено о полуразрушенном доме на Ярославовом Валу, 15, в котором жил прославленный авиаконструктор Игорь Сикорский? Или о жалком виде мемориальной усадьбы на Малой Житомирской, 14, принадлежавшей великому художнику Александру Мурашко? Годы идут, но дома-памятники напрасно ждут помощи.

Сплошь и рядом исторической среде угрожают не только разрушения. Новое строительство тоже может оказать на нее убийственное влияние. Чего стоит небоскреб по Кловскому спуску, 7а, буквально изгадивший панораму Киево-Печерской лавры? А массивные дома на самой кромке Днепра, брутально перекроившие силуэт зеленых склонов? А башня-саркофаг коммерческого центра возле Национальной оперы? Все это происходит, несмотря на охранные нормы по регулированию застройки в старом Киеве.

А СУДЬИ КТО?

И вот тут-то возникает вопрос: как все это сходит с рук вандалам нашего времени? Почему никто не несет ответственности за уродование древней столицы?

Если поднять всю законодательную базу, связанную с охраной памятников истории и культуры, наберется громадный том. Но пользование этой базой оказалось в руках у чиновников, ведающих киевским наследием. А они по каким-то причинам не слишком торопятся пустить в ход предоставленное им оружие. Даже, скорее, наоборот.

В последнее время накопились примеры того, как чиновническая хитрость прямо способствует исчезновению зданий в исторической зоне. В январе 2010 года на Набережном шоссе были снесены старинные корпуса Киевского водопровода. Их в 2007-м включили в реестр недвижимых памятников, а к концу 2009-го по-тихому выбросили оттуда. Прошлый 2011 год начался известием о разрушении как раз "под елочку" красивого дома по улице Петра Сагайдачного, 1, - бывшего флигеля в усадьбе известного зодчего Николая Казанского. Он в основном сохранял облик столетней давности и считался вновь выявленным памятником архитектуры. Но Экспертная комиссия при Минкульте на основании непонятно каких резонов объявила его "утратившим аутентичность" - и отказала ему в охранном статусе! После чего дом исчез ради новой коммерческой застройки. Аналогичную индульгенцию получили и разрушители старинной гимназии по улице Резницкой, где училась Алла Тарасова, и "реконструкторы" мемориального дома на Гоголевской, 8, связанного с памятью о классике украинской культуры Борисе Гринченко. Да и корпуса бывшей фабрики "Юность" тоже оказались снесенными "правильно": в январе нынешнего года Минкульт признал Андреевский спуск комплексным памятником градостроения, но... в так называемый "паспорт памятника" уничтоженные строения предусмотрительно не включили!

В итоге напрашивается мысль: те, кому по должности положено заниматься охраной нашего культурного наследия, с легкостью "сдают" его состоятельным застройщикам. 

 

"Саркофаг" возле Национальной оперы. 

КИПИТ НАШ РАЗУМ ВОЗМУЩЕННЫЙ

Такая политика чиновников грозит гибельными последствиями историческому Киеву. Чем дальше, тем больше горожане это понимают - и сами стремятся помочь делу.

Между прочим, существуют правовые нормы, прямо обязывающие власти считаться с общественностью в вопросах защиты культурного наследия. К примеру, в Конвенции об охране архитектурного наследия Европы, к которой присоединилась и Украина, пункт 14 гласит, что "каждая сторона обязуется":

1. Создать на разных уровнях процесса принятия решений соответствующие механизмы, которые обеспечили бы информацию, консультирование и сотрудничество между общенациональными, региональными и местными властями, культурными учреждениями и ассоциациями - с одной стороны, и широкими кругами общественности - с другой стороны.

2. Содействовать расширению круга спонсоров и некоммерческих ассоциаций, которые занимаются вопросами архитектурного наследия.

Активные и любящие свой город киевляне уже показали, что могут громко выступить там, где чиновники молчат в тряпочку. Неоднократный общественный протест отбил предполагаемую застройку Пейзажной аллеи - теперь на этом месте детский парк. Несколько отважных и неравнодушных людей спасли от бульдозеров часть парка Богомольца в тылу Центральной клинической больницы. И вот теперь события на Андреевском спуске тоже вызвали массовые отклики, протесты, митинги.

Напрашивается вывод. Если наши власти действительно пекутся, как они утверждают, о сохранении исторической среды и памятников Киева, то надо покончить с келейным всевластием чиновников. Необходимо, чтобы любые решения о судьбе культурного наследия принимались только при участии представителей общественности и немедленно доводились до всеобщего сведения. Столь же открыто нужно указывать на непосредственных виновников уродования или разрушения древнего города. Лишь тогда можно будет надеяться на спасение киевской старины от нового "Батыева нашествия".

Фото автора.