Начальник УГРО в Одесской области Андрей Пинигин: "В Одессу переехали целые династии воров"

По случаю профессионального праздника "КП" пообщалась с правоохранителем, который уже 20 лет возглавляет поимку преступников. Главный розыскник области рассказал нам об увеличении грабежей и о своем первом деле.

Главный разыскник рассказал, как раскрыл первое убийство. Фото Алексея Кравцова.

"Важно найти даже бабушкин казан"
 
– Андрей Юрьевич,расскажите, с какими преступлениями в последнее время чаще всего приходится сталкиваться?
Количество имущественных преступлений растет уже третий год подряд. За три месяца 2012-го этот показатель увеличился на 34% по сравнению с прошлым годом. В основном это мелкие кражи: воруют кастрюли, казаны, консервацию, разную мелочь. Я всегда отношусь к такому серьезно, потому что для бабушки, которая живет на крохотную пенсию, казан – это целое состояние. Всегда пытаемся обратить внимание участковых и оперов, чтобы они ситуацию не пускали на самотек и доводили до конца, тем более эти дела раскрыть легко. Кроме того, участились кражи из автомобилей – сейчас просто завал. Бьют стекла и воруют магнитофоны, навигаторы, снимают колеса. Также в селах наблюдался рост воровства металла, но сейчас мы закрыли большинство пунктов приема металлолома, и проблема улетучилась.
 
– Чем можно объяснить рост количества преступлений?
 
– Из-за амнистии освободилось много людей, которые просто возвращаются к привычным делам. Психология у них такая. К примеру, "приняли" мы недавно группу разбойников, которые ранее уже сидели за решеткой. Я главаря спрашиваю – "Чего ты снова пошел на дело?" Он мне в ответ – "А что я еще умею делать?" Воры и грабители работать не будут.
 
– Пожалуй, самое нашумевшее недавнее преступление – это ограбление владельца автосалона и ювелиров из Запорожья. Нападение на бизнесменов сейчас входит в моду?
– Если 3-4 года назад в основном наблюдались уличные разбои, когда людей грабили просто на улице, то теперь в моде у бандитов уже спланированные преступления. В 2008 году мы зафиксировали 5 случаев нападение на дома и офисы, а уже в 2011 году – 44 случая! Из них раскрыто всего 14.
 
– Вы сами принимали участие в задержании?
– В прошлом году взяли опасную банду. От источника получили информацию, что главари, которые ранее были осуждены за разбой на 6-8 лет, освободились и ищут легкий заработок. Мы установили за ними слежку. Спустя время к нам обратился фермер с заявлением о том, что его кто-то преследует. Оказалось, что недавно мужчина продал комбайн и получил за него приличную сумму денег – она-то и заинтересовала наших бандитов. Пришлось "вести" три объекта, ведь разбойники планировали напасть на один из них. Просто их задержать мы не могли. Фермер согласился, что нужно брать "на живца", семью отправили к родственникам. Выставили у него ночью засаду. "Беркут" сидел две недели, пока мы дождались ограбления. Ночью к дому подошли пять человек, обкормили собак таблетками, чтобы те не лаяли, а около часа ночи бандиты выломали окно, залезли внутрь и тут мы уже их повязали. Впоследствии оказалось, что эта группа была причастна еще к пяти ограблениям.
 
– Как вы оцениваете уровень подготовки ваших подчиненных?
– Молодежь сейчас такая, что любит все делать быстро, а это сильно влияет на качество. Важным моментом в нашем деле является подворовой обход, когда расспрашивают свидетелей и очевидцев событий. Нужно развивать в себе умение работать, общаться с людьми. В свои молодые годы я за день обходил улицу, а сейчас милиционер это делает за час. К тому же пока разговариваешь с людьми, получаешь информацию и о других преступлениях. Чтобы человек все выдал, нужно его расположить, а у нашей молодежи такого желания маловато.
 
Хитрые преступления
 
– В век высоких технологий, возможно, преступники стали чаще использовать технические устройства?
– Преступники стали осторожны. Например, если мы раньше раскрывали преступления путем отслеживания мобильных телефонов, то теперь квалифицированные преступники идут на дело без них, например, работают на рациях. Если пользуются мобилками, то включат, поговорят и выключат. Стали больше использовать технических средств – вскрывают банкоматы и терминалы пополнения счета. В этом году задержали группу молдаван, которые вскрыли 11 устройств, после этого кражи прекратились. Бывает, преступники оставляют на автодороге животное, чтобы остановить машину и ограбить водителя. Новшеств как таковых нет. Сыск вечен и преступления вечны.
 
– Насколько увеличивается всплеск преступлений в разгар туристического сезона? Правда ли что в город и в курортные поселки на работу приезжают грабители из других регионов?
– В это время значительно растет количество квартирных краж. Взломщики, нередко грузины, которые умеют открывать личинкой сердцевину замка, к нам переехали целые династии воров. Другой вариант проникновения – подбор ключей. Злоумышленники этой категории примечательны тем, что не берут ничего из квартиры, кроме денег, да и то лишь часть из них. Жертва не сразу замечает, что пропала определенная сумма, а когда нехватку обнаруживают, то думают на кого угодно, только не на воров. Эти преступления раскрываются или "по горячим следам", или в ходе долгой кропотливой работы. Не стоит забывать и о пляжных кражах, которые совершают гастролеры из других регионов страны. Обычно они действуют целыми группами.
 
Убийство Коробчинского – на экономической почве
 
– Как обстоят дела с резонансными убийствами? Нашли ли убийцу Коробчинского?
– Сейчас все дела в работе. Мы еженедельно собираемся и заслушиваем новые аспекты следствия, оцениваем криминальные последствия. Что касается Коробчинского, то им занимается УБОП. Сейчас у них есть свои наработки. Мы свою версию убийства не подтвердили фактами. Всего было четыре возможные версии, но могу сказать одно: "заказ" имеет экономическую подоплеку.
 
– Расскажите о вашем первом раскрытом преступлении.
– Я всегда занимался убийствами. Как пришел в 1992 году, так попал в "убойный" отдел в группу по тяжким преступлениям. Я лично дела никогда не раскрывал – это труд группы людей. Помню, как в Морском переулке в автомобиле обнаружили труп 19-летнего парня. У него была прострелена голова, а рядом возле машины лежала свежая рыба. Тогда часто случались перестрелки, убийства, и мы подумали, что это какой-то знак от мафии – предупреждение. Потом оказалось, что рыбу молодой человек купил своей маме, чтобы она сварила уху. После опроса свидетелей, оказалось, что один дед видел темнокожего парня, который выбегал из переулка. Начали проверять связи покойника, оказалось, что парень решил заняться "челночным бизнесом". Одолжил у знакомых 4 тыс. долларов (для сравнения я тогда получал около 30 долларов в месяц). Мы выяснили, что знакомая свела покойного с членом преступной группировки Стоянова Владимиром. Бандит пообещал парню помочь достать нужную сумму денег, а потом он же с подельником убил и ограбил его. Следствие продолжалось полгода, а когда решили их задерживать, то рано утром разминулись со Стояновым, который уехал к любовнице, так что "взяли" только его сообщника – темнокожего парня. Задержанный в убийстве не признавался, пришлось сделать ложную явку с повинной от его подельника. Ночью сидел, выводил эти каракули. Расписал все подробно, единственное, чего не знал, почему они в этот злосчастный переулок поехали. Утром принес и показал африканцу. Спрашиваю: "Узнаешь почерк?" Он кивнул, прочел и через несколько минут, громко матерясь, сдал своего дружка. Сам Владимир сбежал в Германию и уже 20 лет находится в международном розыске. Больше он в городе не появлялся...
 
 Только цифры
 
Количество имущественных преступлений за три месяца с начала года выросло на 34% по сравнению с прошлым годом (с 3,67 тыс. до 4,94 тыс.). Из них воровство – на 46%, разбои – на 29%, грабежи – на 42%. С другой стороны, такие тяжкие преступления, как убийства, сократились. В этом году зафиксировали 32 убийства, большинство на бытовой почве. Из них пока не раскрыты только два.