Фальшивые картины в Кабмине оценят эксперты

На следующей неделе возможны новости в деле об исчезновении из здания правительства двух подлинников Николая Глущенко.

Фотографии подлинников картин Николая Глущенко...

Вскоре обещают поставить если не точку, то, по крайней мере, уверенную запятую в скандальной истории с подменой в Кабмине оригиналов картин известного украинского художника  Николая Глущенко. В Министерстве культуры заказали специальную химическую экспертизу, сообщил министр Михаил Кулыняк. 

- Эксперты взяли на исследование краску с двух полотен, которые, по словам бывшего генерального директора Национального художественного музея Украины Анатолия Мельника, являются подделками, - говорит министр. - О результатах мы уведомим общественность.

Загадочная история, напомним, уходит корнями в 2001 год, когда Национальный художественный музей передал Кабинету министров для экспонирования картины Николая Глущенко "В рыболовецком колхозе" 1952 года, "Паруса на море" 1951-го, "Днепровские дали" 1937-го и "Село у реки" 1951-го. В 2010 году, когда проводилась сверка, оказалось, что два полотна - "В рыболовецком колхозе" и "Паруса на море" пропали.

- Мы тогда были уверены, что картины находятся в Кабинете министров, там же утверждали, что картины вернули нам, - вспоминает бывший генеральный директор музея Анатолий Мельник. - Мы настаивали на своем. А когда нам предъявили акт передачи картин из Кабмина в музей, оказалось, что документ - фальшивый. Это подтвердила специальная экспертиза. После того как музей обратился в Генеральную прокуратуру, "Паруса на море" и в "Рыболовецком колхозе" в Кабинете министров наконец-то нашлись. 

Но разразился новый скандал. Такой же фальшивкой, как и акт передачи, оказались две другие картины Николая Глущенко - "Днепровские дали" и "Село у реки". Полотна продолжали висеть в здании правительства, но сотрудники музея категорически не признали в них пейзажи кисти известного украинского художника. Работы сверкали свежими красками, будто их написали пару лет назад, и даже неспециалист при сравнении с фотографиями оригиналов мог заметить, что мазки имеют другой угол наклона, не говоря уже о том, как по-разному прописаны детали пейзажей.

Ситуация оказалась патовая: в Кабмине  утверждали, что у них Глущенко подлинный, в музее - что поддельный. 29 марта этого года ряд общественных деятелей Украины обратились в Кабинет министров с просьбой разобраться, что же на самом деле  произошло.  И хотя люди, которые могли знать судьбу подлинников, в стенах правительства уже не работают, выяснять истину все же придется.

- По моему мнению, должны были назначить комплексную экспертизу. Но химическая наверняка сможет ответить на самый главный вопрос: работы это Глущенко или нет, - говорит редактор журнала "Музеи Украины" Виктор Тригуб. - Она определит возраст полотен. И если окажется, что  они написаны в наше время, у Генеральной прокуратуры будет официальный повод возбудить уголовное дело по краже картин. 

... которые в Кабмине кто-то заменил подделками.

- Мы не настаивали на экспертизе, - говорит Анатолий Мельник. - Она больше нужна Кабмину. Мы уверены, что там висят не наши картины, и хотим, чтобы в художественные фонды  страны вернули подлинники. 

Интересно, что  после того, как в конце марта Анатолий Мельник вновь заговорил о возвращении оригиналов Глущенко, его сместили с должности директора Национального художественного музея.

- Но я остаюсь президентом Украинского национального комитета международного совета музеев, занимаюсь живописью, так что работы по-прежнему много - сказал "КП" экс-директор.

В Министерстве культуры уверяют, что смещение Анатолия Мельника с должности никак не связано с картинами. 

ЦЕНА ВОПРОСА 

Полотна Николая Глущенко - национальное достояние.  Страховая оценка "Днепровских далей" составляет 560 тысяч 700 грн., а "Села у реки" - 600 тысяч 750 грн. На рынке антиквариата картина Глущенко оценивается в среднем в 100 000 долларов.