Киевские кардиохирурги спасли двухмесячную малышку из Полтавы

У Надюшки из Полтавской области была очень редкая болезнь, которая встречается у одного младенца из 250 рожденных с пороком сердца.

Кардиохирург Ирина Аксенова подарила Наденьке вторую жизнь. Теперь у девочки все будет хорошо.

Юля Ситало из Решетиловки родила дочку Надюшу без проблем. На вид девочка была абсолютно здорова. Но через два месяца у Нади случился приступ удушья. После обследования в Полтаве поставили неутешительный диагноз - фиброэластоз сердца - очень редкая и неизлечимая болезнь. Врачи развели руками и сказали, что жить ребенку осталось пару дней.

ОГРОМНОЕ СЕРДЦЕ ЗАЖАЛО ЛЕГКИЕ

Юля решила не сдаваться и бороться за жизнь дочки до последнего. Взялась обзванивать самые известные клиники в Киеве, Москве, на Кипре и т.д. Все соглашались помочь, но сомневались, что ребенок успеет доехать. В это время дедушка малышки, который был в командировке в Киеве, оббегал все столичные кардиоклиники, поговорил с врачами, и директор Киевского городского центра сердца согласился в тот же день отправить своих специалистов в Полтаву. 

-  Тогда я как раз дежурила по клинике, меня и УЗИ-специалиста Людмилу Шаповал попросили поехать осмотреть ребенка, - вспоминает кардиохирург детского отделения Киевского городского центра сердца Ирина Аксенова. – Дедушка малышки нашел для нас машину. В тот же вечер провели осмотр, и, к счастью, предварительный диагноз полтавских врачей не подтвердился. Мы заподозрили врожденный порок, который можно исправить. 

Невзирая на поздний час, Юля умудрилась в Полтав найти реанимобиль, и уже утром ребенка доставили в Киев.  

- У девочки оказалось редкое заболевание - аномальное отхождение левой коронарной артерии от легочного ствола, с которым местные врачи раньше не сталкивались, - рассказывает Ирина Аксенова. - Такой порок встречается в 0,5% случаев от всех врожденных аномалий сердца. Ее левая коронарная артерия отходила не от аорты, как это положено, а от легочной артерии. В результате миокард левого желудочка страдал от недостатка кислорода. Из-за чего сердце снизило сократительную способность и в четыре раза увеличилось в размере. Операцию сделали немедленно - пересадили аномальную коронарную артерию из легочной артерии в аорту, где она должна быть в норме.

ВРАЧЕЙ И ТЕХНИКИ НЕ ХВАТАЕТ

После операции малышка трое суток провела в реанимации с открытой грудной клеткой, настолько большим было сердце. Но потом оно заработало нормально, стало уменьшаться в размерах. Выздоровление пошло быстрее.

Юля первое время кормила дочку по каплям из шприца, но позднее малышка взяла грудь. За прошедшие после операции полтора месяца девочка набрала 2 кг веса, чувствует себя хорошо, и 8 апреля отметила очередной день рожденья - 5 месяцев жизни.

- Нам очень повезло, наверное, ангел ведет Надю по жизни, - говорит Юля. - Мы смогли доехать в столицу без приступа, врачи успели сделать операцию, удалось вернуть грудное вскармливание. А ведь многие дети, которым делали операцию одновременно с нами, до сих пор питаются через зонд. И низкий поклон всем добрым людям, которые нам помогали. 

Теперь Надю ждет хорошее будущее - она сможет ходить на уроки физкультуры в школе, выйти замуж, родить детей. Но так везет не всем, обычно 90% детей с такой аномалией умирают. А ведь для спасения ребенка всего-то нужно во время беременности делать УЗИ сердца плода, а затем новорожденному в роддоме. Тогда болезнь обнаружат раньше и ребенку успеют оказать помощь. 

Директор Киевского городского центра сердца Борис Тодуров.

- За мою 20-летнюю хирургическую практику подобные патологии встречались очень редко - не более десятка случаев, - говорит директор Киевского городского центра сердца Борис Тодуров. - Определение врожденных пороков в Украине настоящая проблема. Ведь портативных аппаратов для УЗИ сердца в стране всего несколько. А они должны быть в каждом роддоме, в каждой поликлинике! Да и со специалистами беда - врачей, которые могут диагностировать сложные пороки сердца у новорожденного, всего человек 10. 

Фото Дмитрия НИКОНОРОВА. 

ЦИФРЫ 

В Украине на 1000 новорожденных приходится 5-6 детей с пороками сердца. В 25% случаев требуется хирургическая помощь в первый месяц жизни, еще 50% детей должны быть прооперированы до года.